Два спектакля о любви — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Два спектакля о любви

Брук А. Два спектакля о любви// Смена 1995

 

Они могут позволить себе такую роскошь – думать, что они интересны сами по себе, и рассказывать о себе так, как им этого хочется. Они мало отличаются от нас, вернее , ничем не отличаются. Они так же, как и мы, выглядывают из окон, ходят по улицам, прячутся в подворотнях. Театр «Окнон, улиц, подворотен» (есть у них спектакль с таким названием) – в том смысле, что оттуда их боли, горести, радости и все на свете.
Театру «Суббота» сейчас 26 лет. Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий – основатель, худрук и отец родной – все 26 лет холит и лелеет свое детище, неповторимое и непредсказуемое во всех отношениях. Сколько на его глазах выросло и режиссеров , сколько прошло его «субботнюю» школу  — долго считать. Они приходили, вырастали и уходили, приходили новые – тоже расти; и такой вот круговорот артистов в природе, простите в театре, а еще точнее – в самой природе этого театра, поэтому все «субботовцы» всегда молоды. Всегда профессиональны. Всегда дружны.
«Это были просто молодые ребята, пришедшие именно с улиц и из подворотен. Они приходили ко мне, рассказывали о своих судьбах и оставались. «Суббота» — это своя компания. Она проживала какое-то время, и уже внутри нее возникала какая-то своя драматургия, мне оставалось все это только записать» Ю. А. Смирнов-Несвицкий
Своя компания. Своя драматургия. Своя судьба. Своей драматургией,конечно же, в конце концов не обошлись. Появились Шекспир, Островский, Чехов. Появилось много других авторов, которых кроили по себе; и посредством всем известных (или не очень) давно написанных слов утверждали свою жизненную программу. Программа такова: «Давайте жить дружно!» И еще: попробуй смотреть зрителю в глаза. Попробуй не заигрывать с ним, а говорить прямо. В больших академических театрах глаз не видно и до зрительного зала рукой не дотянуться. «Четвертая стена» невидима, но ощутима. В театре «Суббота»  эта стена не нужна, и это их твердое убеждение. Они умеют играть так, чтобы каждому отдельному зрителю казалось, что разговаривают только с ним и играют только для него.
Много лет «Суббота» была любительским театром. Теперь это театр профессиональный. Но их жизненный уклад не изменился. Они все так же одна семья. Не страдают всеобщими внутритеатральными болезнями: закулисные интриги, шепоток за спиной, завистливые взгляды. Старомодное слово «товарищ» определяет позицию каждого по отношению друг к другу. У них товарищество с неограниченной ответственностью за все, что ими делается. Поэтому уже второй раз за время существования «Субботы» в их репертуаре появился спектакль «Три товарища».
Ю. А. Смирнов-Несвицкий сказал, что именно это спектакль предельно точно формулирует тему «Субботы» — тему товарищества, тему человеческой общности. Это очень важно – знать, что , даже если порушится мир, рядом будут товарищи: трое, четверо, пять, десять, двадцать.
Недавняя премьера «Трех товарищей» по роману Э.-М.Ремарка убедила в том, что можно рассказать о самом главном в жизни: любви, дружбе, преданности не пользуясь при этом всем обширным арсеналом зрелищных средств. Что можно говорить о вечности, не придумывая уходящих в небо декораций, а сидя на плохонькой деревянной кровати. Что о страшном и непоправимом можно поведать просто, скупо и легко, не боясь показаться сентиментальными. Конечно, это спектакль о любви. Там такая Пат… Она появляется ниоткуда и непонятно куда уходит, появляется как символ несбыточных мечтаний всех трех товарищей, не девушка из плоти и крови, а легкая голубая дымка их прекрасных, ими придуманных снов. Она в жизни окажется земной, легкой и смешливой, потому что сны в жизни не живут. Она и не выживет.
«Бесшумное плаванье во мгле» — тоже спектакль о любви. Строго говоря, в этом романе Жоржа Сименона еще много всяких страстей: про ГПУ, про страшные 30-е годы – все правда. Но идеей «Субботы» не является изобличение чего-либо. Их удручает очередная невозможность существования любви. Любви как таковой, не ориентированной на конкретные обстоятельства и вынужденной им подчиняться. Но утверждать пессимистические идеи было бы глупо. Как уцелеть среди всего этого – вот вопрос. Как сохранить призрачное воспоминание о любви и сделать жизнь прекраснее, пронеся через нее это воспоминание.
В обоих спектаклях главные женские роли играет Анастасия Резункова. Об этой молодой актрисе, я думаю, нужно писать особо. Писать много и вдумчиво. Отсутствие внимания к такого рода актрисам – преступление. Профессионализм и непосредственность вместе уживаются редко. А.Резункова – пример замечательного исключения. О том, что она талантлива – по-настоящему, исключительно, она расскажет сама. Две большие, сложные роли сыграны с достоинством, с чувством собственной сопричастности к каждому поступку или слову своих героинь. С легкостью и удовольствием.
Удовольствие от пребывания на сцене вообще является нормой. Оно прямо пропорционально удовольствию, получаемому зрителями. В «Субботе» эта проблема решена давно и навсегда. У них другие проблемы.
Они вынуждены играть в ДК пищевиков, по соседству с дискотеками, музыкальным клубом и видеосалоном. Поэтому играют нечасто – в свободное от общественных мероприятий время. Спонсоры им попадаются все какие-то ненадежные, поэтому выживают как могут. Как ни странно, подобные вещи сплачивают. Живут они дружно. Материальные проблемы не рождают проблем творческих. Они молоды, прекрасны и безмятежны. Пока еще они могут себе это позволить.