ИСТОРИЯ ОДНОГО ОСТРОВА — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

ИСТОРИЯ ОДНОГО ОСТРОВА

«Зеркало Петербурга» № 7-8 СПб., 2013 г.
Татьяна Листаферова

 

Санкт-Петербург – город, который заслужил почетное звание культурной столицы России, за свою более чем трехсотлетнюю историю стал уникальным явлением. Он превратился в подлинное произведение искусства, объединившее в себе наследие разных эпох и культур. Вниманию любопытного туриста здесь предлагаются парадные фасады и роскошь дворцовых интерьеров, романтика белых ночей и разводных мостов. Но стоит свернуть с центральных улиц и широких проспектов, как вдруг город открывается совершенно с другой стороны, где существует свой особый мир, наполненный неформальными достопримечательностями: маленькие скверы с оригинальными композициями авторской скульптуры, традиционные питерские дворики, усилиями уличных художников превращенные в галереи под открытым небом, крохотные лавочки-мастерские с несметным количеством уникальных предметов ручной работы. И наверняка любой, кто, немного удалившись от шумного центра, окажется в небольшом и уютном дворике на улице Звенигородской, будет приятно удивлен, обнаружив притаившийся здесь театр «Суббота». Тем и прекрасен Петербург, что приютил на своих улицах и блещущие великолепием архитектуры здание императорских театров, и небольшие, но не менее интересные очаги искусства, созданные инициативой молодых энтузиастов. Однако стоит отметить, что за плечами театра «Суббота» уже более сорока лет плодотворной творческой жизни, в течение которой его сцена видела множество прекрасных спектаклей и талантливых актеров. И сегодня театр продолжает активную деятельность, регулярно радуя свою публику премьерами.

 

Так, в 2013 году на сцене «Субботы» родился новый спектакль – «Глуповъ.Нашествие», поставленный режиссером Петром Смирновым по мотивам произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина (сказки, «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Дневник провинциала в Петербурге», «Пошехонская старина»). Взяв за основу произведения классика, чрезвычайно острые и актуальные для XIX в., режиссер создал удивительно точную и яркую карикатуру на нашу современность. С нескрываемой иронией на грани со здоровым сарказмом, он решительно взялся поговорить об отношениях человека и государства, о русском менталитете, взглянув на тему через призму отечественной истории, которая, как известно, в своем развитии движется по спирали. Поэтому совершенно неслучайны параллели, возникающие при сопоставлении реалий царской России и сегодняшней действительности. Идут годы, сменяются режимы, правительства, но неизменными константами остаются бюрократия, казнокрадство, коррупция, чинопочитание и самодурство сильных мира сего. Недаром прологом к спектаклю становится аудиоряд из современных новостных выпусков – документальных фактов, чрезмерно патетических или же абсурдных цитат из политической жизни страны. Таким образом, с первых минут зрителю дают понять, что, несмотря на классическую основу спектакля, речь пойдет о проблемах насущных. Опираясь на известный сюжет о том, как мужик двух генералов прокормил, режиссер дал неограниченную волю своей фантазии и создал отличный гротеск, где компания градоначальников, чудесным образом оказавшаяся на острове с говорящим названием Глуповъ, пытается воссоздать привычные им порядки «драконовского» управления. На их счастье нашелся здесь и объект для административного воздействия – мужик Иван. Именно этот персонаж образно воплотил в себе все черты народа и русского национального менталитета, так называемой «загадочной русской души», воспитанной в рабской покорности, все терпящей и смиряющейся. Вот уж и впрямь, где и смешно, и горько оказывается взглянуть на себя со стороны! Но зрители, мгновенно реагируя бурными аплодисментами на комичные ситуации и режиссерские провокации, в очередной раз доказывают, что только русские люди могут искренне смеяться над собой. И, кажется, что только юмор и самоирония на протяжении веков помогали народу выживать, снося несправедливость и беззаконие. Так почему бы и сегодня не посмеяться, углубляясь в рассуждения о судьбах России? Вот и хохочет театральный зритель над несуразными выходками нелепых градоначальников с клоунски выбеленными лицами, сочувствует горестям мужика Ивана, одобряя его ловкие проделки, дурачащие господ, и весело напевает знаменитые «Валенки, валенки…».

 

И как тут не вспомнить еще одного русского классика:

Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и забитая, ты и всесильная,

Матушка Русь!

(Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)