«Крепостные королевны» в XXI веке — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

«Крепостные королевны» в XXI веке

Анна Константинова. Женский Петербург. № 9 (66). Ноябрь. 2008. С. 42–43

 

Театр «Суббота» – уникальный коллектив, созданный в 1969 году как студийный. Он пережил триумфы и катастрофы, многократные переезды, дал путевку в жизнь многим нынешним знаменитостям. К истории этого театра-клуба имеют отношение и Семен Спивак, и Татьяна Абрамова, и Константин Хабенский, и Анжелика Неволина…
Неизменным худруком «Субботы», неиссякаемым генератором творческих идей и студийного энтузиазма все эти годы остается Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий. Одной из ярких страниц истории театра стал спектакль «Крепостные актерки», поставленный в 1976 году по повести Светланы Могилевской.
Режиссер отразил в постановке самые яркие тенденции тех лет. В одежде тогда была мода на стиль фолк – и художники, тогда еще студенты постановочного факультета ЛГИТМиКа Владимир Кравцев и Мария Смирнова-Несвицкая, одели актеров в ситцевые и полотняные костюмы «а-ля-рюс». На то время пришелся и всплеск интереса к песенному фольклору – и со сцены зазвучали «Чаечка», «Матушка», игровые и обрядовые русские песни. На спектакль было не попасть!
Изыскано красивый, с задушевной музыкой, идеальный для семейного просмотра спектакль совсем недавно был восстановлен Ю.А.Смирновым-Несвицким. И сегодня в «Крепостных актерках» в намеренно наивной, продуманно поэтичной манере рассказывается о доверчивых, любопытных, строптивых, талантливых людях – крепостных, волею судеб оказавшихся причастными к миру искусства.
Спектакль построен на поэтических ассоциациях, в действие вплетены и сцены «вещих» снов, и русские песни под аккомпанемент гитары и флейты. Живая музыка привносит в театральную атмосферу особую камерную доверительность и, как всегда, становится полноправным участникам действия. А действие развивается буквально в метре от зрителя – так что можно увидеть каждый жест актеров, выражение глаз, услышать каждое слово, каждый вздох… Прекрасные, искренние актерские лица – главное сокровище, неизменно сохраняемое и неизменно впечатляющее в субботовских постановках.
Певунья Дунечка, главная героиня спектакля, – вечно удивленное, почти кукольно большеглазое существо, до разноцветных снов наяву зачарованное открывшимися ей сокровищами итальянской музыки. Это первая роль юной Олеси Ромашовой, и ей вполне удается тронуть зрительские сердца историей простушки-самородка. Пару лирической Дуне составляет застенчиво влюбленный в нее музыкант Петруша (Артем Бордовский), обаятельный и простодушный. Приковывают внимание зрителей крепостные трагики – громогласный Гришка с его взрывным темпераментом (Анатолий Молотов) и надменная красавица Василиса (Евгения Гришина). Не раз заставляют улыбнуться комично неуклюжая обжора Ульяша (Марина Конюшко), добрейшей души хрупкая Фрося (Юлия Кузнецова), вертляво-кокетливая мадам Дюпон (Снежана Лосева), вздорный дьячок (Александр Матянин), обаятельно-аристократичный в своей нескладности итальянец-музыкант Антонио (Владимир Шабельников). И все они беззащитны перед барской прихотью или гневом, не властны над своей судьбой, поэтому финал спектакля так печален.
Но неизменна его красота! Красота лиц, чувств, голосов, движений, наполняющая театральное пространство, в котором обрела новое звучание знаменитая постановка 70-х. Сегодня это заставляет сопереживать персонажам и зрителей-субботовцев с 20-летним стажем, и их детей. Немудрено: ведь жизнь одаренных людей в любом веке драматична, да и мода на фолк оказалась вечной.