ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПИТЕРСКИЙ ТЕАТР ПОБЫВАЛ НА ГАСТРОЛЯХ В ТАЛЛИННЕ — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПИТЕРСКИЙ ТЕАТР ПОБЫВАЛ НА ГАСТРОЛЯХ В ТАЛЛИННЕ

В Таллинне на «стремительных» гастролях побывала «Суббота» — театр из Санкт-Петербурга, умеющий говорить со зрителем языком питерских дворов и улиц о вещах простых и от этого вечных.

ТАЛЛИНН, 26 мая — Sputnik, Владимир Барсегян. Всего два дня и три спектакля, — два представления для взрослых и одно для детей и их родителей: «Пять историй про любовь», «Скамейка» и «Цацики идет в школу». Первые два спектакля — работы режиссера Татьяны Ворониной, а спектакль для детей поставила Юлия Каландаришвили. Представления состоялись на сцене Русского театра Эстонии.

Пересказывать содержание происходящего на сцене, пусть даже в сжатом виде и тем более, как это говорится «постфактум», — дело не благодарное. Поэтому, оглянувшись на показанное скажем, уподобляясь Творцу: «Это хорошо!» — и тем ограничимся. А о самом театре расскажем подробно.

Вначале была лекция

Весь текст, который будет представлен вашему вниманию, сложился из нашего разговора с Татьяной Кондратьевой — заместителем директора и актрисой театра, а так же Владимиром Кантором — заведующим литературной частью.

«Суббота» возник как театр любительский в 1969 году волею его величества случая. Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого пригласили читать лекции о театре в Выборгский дворец культуры Ленинграда. После лекций преподавателем и слушателями было решено придумать «что-нибудь интересненькое». В результате сложения суммы интересов возник театр. Надо сразу отметить тот факт, что до этого замечательного события Смирнов-Несвицкий был больше ученым — театроведом, а не постоянно практикующим режиссером.

И вдруг — такой неожиданный поворот в судьбе и достаточно смелое решение. Ведь писать о спектаклях — это одно, а самому их ставить… Однако, если заглянуть в биографию нашего героя, то мы там обнаружим, что в пору своего обучения в вузе он оказался студентом в группе, руководители которой учили будущих театральных критиков основам режиссуры. Цель была действительно благой — дать вкусить хлеба постановщика тем, кто строит свою карьеру на результатах этого труда. В результате из Юрия Смирнова-Несвицкого получился театровед с режиссерскими амбициями, и это должно было когда то «выстрелить».

От «Субботы» любительской к «Субботе» профессиональной

Так возник театр-клуб «Суббота». Возник как театр самодеятельный, и именно это заложило в него дух свободы творчества, ибо тогда, в 1969 году, только любители могли находиться на периферии интереса контролирующих органов. А это обеспечивало им чуть-чуть больше «воздуха».

Одной из особенностей театра стало то, что большинство спектаклей Юрий Смирнов-Несвицкий поставил по своим собственным пьесам. Режиссером и актерами в сценических постановках была найдена своя, особая интонация и исповедальная искренность. То, что писал в те годы основатель «Субботы», стало преддверием явления, впоследствии получившего название «документальный театр».

Первой подобной постановкой стал спектакль «Окна, улицы, подворотни», в котором исполнители играли на сцене под собственными именами, а текст пьесы возник из их рассказов. Театр дал старт творческой карьере таких известных ныне личностей, как Семен Спивак, Анжелика Неволина, Александра Яковлева, Григорий Гладков, Константин Хабенский, Татьяна Абрамова, и многим другим. С ним в различные годы сотрудничали Кама Гинкас, Юрий Толубеев, Андрей Миронов, Александр Миронов, Павел Кадочников, Константин Рудницкий.

В 1987 году, после почти двух десятков лет существования в любительском статусе, у коллектива появилась возможность стать театром профессиональным. Тогда в Ленинграде стали появляться, как грибы после дождя, десятки новых театров, правда не все из них дожили до настоящего времени, но кто об этом тогда думал…

Театр «Суббота» успешно миновал все штормы и мели самостоятельного плавания и в 1994 году получил статус государственного театра. Наверное, одной из причин этой жизненной стойкости стало то, что в этом театре встретились люди, которые пришли туда по доброй воле и занимались театральным делом не потому что это их профессия, а потому что они не могли без театра жить.

Сегодня в театре происходит смена поколений, приходят новые актеры и режиссеры, но неизменным в нем остается то, что делает его уникальным и всегда интересным — «Суббота» любит человека, а его основным выразительным средством остается актер, способный адаптировать любое сценическое пространство под себя.

Оригинал статьи: https://ru.sputnik-news.ee/society/20180526/10852779/Legendarnyj-piter-teatr-gastroli-Tallinn.html