Не знак бездушья — много шума — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Не знак бездушья — много шума

Не знак бездушья — много шумаНе знак бездушья — много шумаНе знак бездушья — много шумаНе знак бездушья — много шумаНе знак бездушья — много шумаНе знак бездушья — много шума
Записки с подмостков, 17 сентября 2018 года.

Театр «Суббота», традиционно предпочитающий ласковый взгляд надменному жесту вечности, еще в весной поставил лучшую комедию Шекспира — «Много шума из ничего». Катя Павлова разобралась, не поддалась ли труппа плетению концептуальных паутин вместо обыкновенных признаний и слез.

«Шекспира жалко!» — думала я по дороге на очередную «современную постановку» по пьесе великого драматурга. К счастью, мои опасения не оправдались: да, спектакль действительно экспериментальный и дерзкий, местами странный, местами непонятный, и следует сказать сразу, что понравится он далеко не всем, — однако поставлен он качественно.

После нескольких походов на современные постановки уже кажется, что режиссёры в погоне за необычностью и новшествами забыли про актерскую игру, сюжет и эстетическую сторону спектакля — из-за чего у масс возникает ощущение, что «современно» означает максимально странно, а такое понятие как «качество» совсем забылось в современном искусстве. Да, многие будут удивлены, но странности тоже можно ставить красиво и качественно. Да, для этого необходимо больше денег и времени, больше усилий всей труппы, начиная от режиссеров и заканчивая уборщиками сцены — но в «Субботе» каждый исполнил свою роль превосходно.

Самое занятное здесь то, что на все странности, в отличие от некоторых других театральных постановок, в «Субботе» приятно смотреть. Те же сборы Геры на свадьбу были выполнены в духе перформанса с медитативной церемонией превращения надутых мусорных пакетов в свадебное платье — выглядящую куда-то впечатляюще с первых рядов, чем в скомканных буквах на далекой от зрелищ бумаге.

Возвращаясь к Шекспиру, просто необходимо отметить, что оригинал практически не изменен и никоим образом не исковеркан. Те же темы, та же логика развития сюжета, даже оригинальный посыл пьесы имеет шанс на существование. Любители Шекспира точно найдут в постановке самого автора комедии. Только лишь от данного факта можно запрыгать от восторга, разве нет, мои милые, уставшие от эпатажа друзья?

Но знаете, чего вы никогда не найдете в больших прославленных театрах? Уюта и близости актеров с зрительным залом. Там нет той атмосферы камерности и душевного диалога со зрителем. В «Субботе» это было: персонажи так близко — и то ли ты пришел к ним в гости, то ли они ворвались в твои серые будни.

На сцене неизменно присутствовала девушка, которая словно была связующим звеном между вымышленными персонажами на сцене и реальной жизнью с актерами и зрителями. Поиски своего «Я», вопросы в зрительный зал, объяснения терзаний актера делают спектакль более родным, понятным и близким.

Правда, несмотря на всю камерность и свечение старой школы, «Суббота», пусть и прихрамывая, пытается идти в первых рядах: в спектакле то и дело мелькнет странная деталь, жуткие глаза решившегося на неведомое актера, уханье совы, напрочь отсутствующей у Шекспира (но безусловно постмодернистской) — строгая канва виляет, тотчас стягиваясь вновь. Если вы готовы на подобное «смешенье языков», но с родными взглядами вокруг — шум пьесы не станет признаком пустоты, как молчаливость — бездушья.

Катя Павлова.