Недели, полные «суббот». Театру «Суббота» — сорок лет. — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Недели, полные «суббот». Театру «Суббота» — сорок лет.

Театральный Петербург, 2009 № 9-10, (171-172)
1-31 мая 2009 г. с.32-33
Татьяна Ткач

 

И якобы началась его история в ленинградских подворотнях, где студенты объединились в театр, который сразу стал любимцем интеллигенции.
Это городской миф. На самом деле, театр организовал не «бездомный» режиссер с командой актеров-единомышленников (что было не редкостью в наступавшие 70-е годы). «Суббота» выросла из лекций, которые для любителей театра при ДК «Выборгский» вели три известных театроведа: Юрий Смирнов-Несвицкий, Марк Любомудров и Эдуард Капитайкин. Дочь Смирнова-Несвицкого, сценограф и театровед Мария Смирнова-Несвицкая, рассказала, как ее отец неожиданно стал режиссером и остается им сорок лет.
«Это было в 1969 году. По завершению цикла лекций в ДК «Выборгский» Юрий Александрович попробовал заниматься актерскими этюдами с выпускниками курсов. Первые субботовцы, пришедшие как слушатели теории, были интеллектуальными любителями театра. Ведь в русской культуре любительство нередко становилось базой для развития нового в искусстве. Так и получилось. Юрий Александрович сделал этюды по отрывкам из пьес Александра Володина, тогда почти запрещенного автора. В зальчик на четвертом этаже ДК вдруг повалили зрители. Пришел и сам Володин.
Спектакль получился светлым, пронзительным. Тогда впервые прозвучало определение «Субботы» как очень искреннего театра. Ему был присущ момент исповедальности, потребность в которой тогда остро ощущалась. Но официальные театры этой интонацией не владели, да и власть ее не признавала. Здесь же была именно исповедальная интонация. И это самое ценное, что до сих пор сохраняется в «Субботе».
Первый спектакль состоялся в субботу. Куда пойдем в субботу? Так и пошло —  «Суббота». Сегодня здесь репертуар обширный: пронзительная «Митина любовь», лирическая «Ночь нежна», мюзикл «Бремя страстей человеческих» (о котором, когда он возник, говорили, что возник он не по Моэму, а по-своему). Две «Чайки», не только Чехова, но и Баха – «по имени Джонатан Ливингстон». «Субботе» исполнилось сорок лет – для театра это возраст. Груз лет не то чтобы ощущается. Но «Суббота» до сих пор сохраняет черты студийности: здесь всегда молодая труппа. Были времена, когда по осени поступать в «Субботу» приходили по триста человек. Брали треть. Через месяц оставались пятьдесят, потом – пять, но это уже были преданные театру люди. Отсюда вышли известные актеры, искусствоведы, режиссеры».
Феномен долгого существования этого театра-клуба сложно объяснить. Исчезли многие вольные актерские студии; сегодня такие коллективы – большая редкость. А «Суббота» как была, так и остается. Меняется лишь состав участников. В середине 90-х «Суббота» стала городским, репертуарным театром, сохранила свою публику, и остается живой легендой, которую рано сдавать в архив.