«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д. — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.

«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.«Окна, улицы, подворотни» на Фестивале День Д.

10 сентября в 17.00 — специальный уличный показ спектакля на ул. Рубинштейна в рамках «Дня Д.»

Театр «Суббота» присоединится к празднованию «Дня Д.» — довлатовского фестиваля, который в этом году проходит под девизом «Вторая оттепель» и посвящен культуре Ленинграда конца 1960-х.
Сыграем наш старейший и знаковый для театра спектакль «Окна, улицы, подворотни«, который создавался на рубеже 60-70-х годов. В то время «Суббота» играла свои спектакли неподалеку от дома, где жил Довлатов. Мы репетировали «Окна…», а мимо по Рубинштейна в тапочках бродил Сергей Донатович.

Спектакль о том времени, о людях, их надеждах и чаяниях, о нашем родном городе, о времени, когда новостями и переживаниями делились не в интернете, а во дворе, очень лирический, в чем-то уже очень наивный, но по-прежнему нестареющий.

А кроме того — это первый образец документального спектакля в современном отечественном театре, он основан на историях и судьбах тогдашних субботовцев, которые играли написанные Ю. А. Смирновым-Несвицким с них роли.

10 сентября мы попробуем сделать своеобразный «come back» и вновь сыграть на Рубинштейна «Окна, улицы, подворотни».

Спектакль включен в программу мероприятий «Дня Д.» в Курдонере на ул. Рубинштейна, д. 23, и пройдет в одном из внутренних дворов.

Вход бесплатный, но по регистрации, поскольку двор небольшой и количество мест ограниченно.

Регистрация на спектакль

 


Статья Ольги Скорочкиной к 25-летию театра

 

Опять мне снится сон

Один и тот же сон,

Он вертится в моем сознанье

Словно колесо…

 

Этим убойным шлягером начала семидесятых начнается один из лучших спектаклей «Субботы» — «Окна, улицы, подворотни», и, может быть, этот шлягер – музыкальный эпиграф и ключ ко всему творчеству театра, который – шутка сказать!- существует двадцать пять лет. Двадцать пять лет к нему пристают: так вы театр или клуб? В каком-таком жанре работаете?

В жанре русского народного сновидения. Четверть века все повторяется и повторяется этот сон – как ленинградские мальчики и «девочки-сестры из непрожитых лет»… выбегают на сцену и со стихийным вдохновением актеров-романтиков разыгрывают перед зрителями драму своей жизни. В этой драме6 все перемешано, как в фантастическом сне про «портрет Пабло Пикассо» : жизнь и игра, актеры и зрители, времена, поколения, моды, мелодии, театральные пристрастия, стили, направления…

«Чудесный сплав» этого длинного театрального сна вобрал в себя наши страхи, наш юмор, наши предчувствия и нашу явь, нашу боль и надежды и такой экзотический феномен загадочной русской души, как «наш маразм», до которого искушенному западному абсурдисту – как до Луны, потому что умом его не понять и аршином общим тоже не измерить.

За ушедшие четверть века треснуло и разбилось не одно зеркало сцены. «Суббота» проявляет чудеса выживаемости.

«Суббота» никогда не была замечена в стремлениях отражать эпоху. Но эпоха в ней отразилась сама, без спроса. Все родимые пятна и отметины ушедшего времени отпечатались на ее страницах, заполненных ломким юношеским почерком. Перелистаем.

«Суббота» — лауреат фестивалей народного творчества. «Без меня народ неполный» — мог бы повторить театра знаменитую фразу Андрея Платонова. Скажем больше: без «Субботы» была бы неполной картина петербургской сцены, многие актеры, художники, режиссеры родом из «Субботы».

Перелистаем. В 70-е «Суббота» побывала на знаменитой стройке века – на БАМе и даже получила премию им.Ленинского комсомола. «Суббота» не осталась в долгу: комсомол появился на ее сцене в образе комсомольца-дебила (спектакль «Стоп-кран») – одно другому не машало, не противоречило и уживалось в поразительном органическом единстве.

«Суббота» всегда разрушала всяческие барьеры. Однажды она даже пробила брешь в «железном занавесе». В Середине 70-х в американском журнале «Лайф» была напечатана фотография спектакля «Субботы». Империя зла предстала в американской прессе в облике домашнего, нащванного даже семейным театра, и это лицо было Семена Спивака – молодого икудрявого – в роли Пуфика Гениального. Сегодня, когда Семен Яковлевич возглавляет один из лучших петербургских театров – Молодежный театр на Фонтанке, незабвенные черты Пуфика Гениального просве6чивают сквозь другие, взрослые его отпечатки.

Сегодня на программках «Субботы» появились новые слова: спонсор, менеджер. И все равно творчество этого театра – восстание актерского, уличного романтизма в век практицизма. Его актеры говорят в одном из спектаклей: «О, театр нежилого фонда! Ты один в кромешной тьме! И если один одинешенек последний зритель придет к нам – и для него будем играть».

И веришь – действительно будут. Потому что двадцатипятилетнее их существование под крылом Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого, бессменного вождя, — не просто молодежная тусовка, но культурное делание, противостоящее распаду – времени, поколений…

«Суббота» — дворовое братство «ленинградских хроник», этих театрализованных страниц собственной жизни, с бесстрашием вынесенное на подмостки. Это братство «крепостных актерок», братство актеров театра «Глобус» (спектакль «Кто там весь в крови?»), окопное братство «Трех товарищей» Ремарка и братство пациентов психиатрической клиники ( «Ночь нежна» Фицджеральда).

Сегодня, когда в моду снова возвращаются брюки-клеш и туфли на платформе. «Субботе» не нужно гнаться за модой. Она из нее и не выходила. Она хранила в своих театральеных сундуках одежду, в которой начинала играть в конце 60-х. Она все эти годы играла «Окна, улицы, подворотни» в широченных клешах и замшевых, с бахромой мини-юбках. Поэтому «Суббота» сегодня шагает в ного с новым поколением на немыслимой высоте «платформе».

Опять мне снится сон, один и тот же сон…

Какие бы сны ни смотрела «Суббота» — из жизни детей ленинградских подворотен, героев русской классики или мировой литературы, — ее афиша богато и разнообразно представлена. Все равно в сущности это «один и тот же сон»: чья-то юность, стоящая в подворотне, с поднятым от ветра воротником. Идет дождь. Зонтик – эмблема «Субботы» — перевернут вверх ногами.

«Субботе» двадцать пять лет. По театральным меркам – седой ветеран. Как поется в одной печальной песне – «в демисезонном выцветшем пальто…»

Но если «Субботу» встретишь в переулке, непременно воскликнешь: «Вы потрясающе выглядите! А что вы делаете сегодня вечером?…»