Понедельник начинается с «Субботой» — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Понедельник начинается с «Субботой»

Статья Марии Кингисепп о праздновании 50-летия театра

В понедельник в Доме актера имени Станиславского чествовали театр «Суббота», которому исполнилось 50 лет. 18 марта 1969 года первые субботовцы показали родственникам и друзьям «Этюды по мотивам известным и неизвестным» в Выборгском дворце культуры. Эта дата и считается днем основания легендарного творческого коллектива, прошедшего путь от любительского театра-клуба до профессионального драматического театра. К сожалению, бессменный худрук «Субботы» Юрий Смирнов-Несвицкий до юбилея не дожил: известный и искренне любимый всеми режиссер, театровед и педагог, широко известный в узких театральных кругах как ЮриСаныч, ушел из жизни в ноябре прошлого года.

В программе праздничных мероприятий не обошлось без традиционного театрального «капустника» и официальной части. Памятные грамоты и благодарности от имени городского правительства коллективу вручал председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко, импровизируя на ходу под стать веселой артистической братии.

Фото — Михаил Григорьев.

По славному юбилейному поводу в Синей гостиной Дома актера открылась выставка «История в картинках». Нескучную (если не сказать — хулиганскую) экспозицию, которая продлится до конца марта, сочиняли художники по костюмам и сценографы, оформлявшие спектакли «Субботы». Среди них — Эмиль Капелюш, Наталья Клемина, Николай Слободяник, Мария Лукка, Александр Мохов, Владимир Кравцев и, конечно, Мария и Евдокия Смирновы-Несвицкие. Как объяснили кураторы выставки, творческие люди не испытывают священного трепета перед эскпонатами и относятся к выставочному делу без излишнего пафоса, свойственного (при всем уважении) музейным работникам. Поэтому пространство Синей гостиной Дома актера оформили затейливо и, что называется, креативненько, умудрившись отразить в буйстве причудливого монтажа всю славную историю театра и подчеркнуть жизнерадостный нрав всех к нему причастных.

Фото — Михаил Григорьев.

Это не только программки, афиши, архивные фотографии или макеты спектаклей, без которых не обходится не одна уважающая себя театральная выставка. В случае с «Субботой» на открытии выставки пели и показывали отрывки из спектаклей, а далее эпатировали неформальным подходом. Например, табличкой «Sale!» подле костюмов, якобы выставленных на продажу (нужно же маленькому, но гордому театру как-то сводить концы с концами). Или эскизами, расклеенными… на рулонах обоев. В авоськах к потолку подвесили старые советские загранпаспорта субботовцев (в память о первой — и весьма курьезной — гастрольной поездке в Европу в начале лихих 90-х) и «голову артиста Шабельникова» (маску из нехарактерного для театра и потому недолго продержавшегося в репертуаре спектакля «За призрачным столом»). И повсюду разместили зонтики — эмблему-метафору театра, его опознавательный знак.

Фото — Михаил Григорьев.

Доминантой же всей экспозиции стала инсталляция из личных вещей Смирнова-Несвицкого: его рабочий стол с печатной машинкой, книги, экземпляры пьес, испещренные пометками, пожелтевшие газетные вырезки (в том числе — статьи из «Вечерки»). На спинку стула небрежно наброшен пиджак (из кармана торчит галстук — фирменная манера ЮриСаныча). Над столом — растрепанная гирлянда из машинописных и рукописных листов и полураскрытый чемодан («Чемодан чепухи» — легендарный спектакль «Субботы»). А под столом — знаменитый портрет в виде косматой обезьяны (дань году рождения и чувству юмора режиссера), чудом уцелевший во время пожара в ДК «Пищевиков».

Фото — Михаил Григорьев.

За полвека субботовцы сменили несколько адресов в центре города: обитали и в Доме художественного творчества на Рубинштейна,13 (позже там был ленинградский рок-клуб, сейчас — театр «Зазеркалье»), и в ДК Пищевиков на улице Правды, играли на сцене ленинградского Ленкома (ныне — Театр-фестиваль «Балтийский дом»), пока, наконец, не обосновались на Звенигородской, 30. В экспозиции прослеживается эта география. Отражена она и в черно-белой «любительской» фильме, снятой на старинный манер и показанной гостям праздника.

Юбилеи «Субботы», кстати, чаще всего отмечали именно в Доме актера на Невском. Внимание городского отделения СТД (и вообще театральных деятелей Ленинграда-Петербурга, Москвы и России) к «Субботе» неслучайно. Любительский театр-клуб, возникший на волне популярности театров-студий, но давно ставший профессиональным, представляет из себя удивительный социокультурный феномен. Лев Додин, поздравляя театр Смирнова-Несвицкого с 20-летием, сформулировал его так: «Вы родили «Субботу», ухватив кончик ускользающей оттепели, молодости, праздника собственного поколения, и она стала островком «свободы и воли».

Эту самую свободу и волю, граничащую с лихостью, вот уже полвека пытаются постичь и объяснить ведущие теоретики и практики театра. Субботовцам завидуют (белой завистью) коллеги, их привечают власть предержащие, их обожают зрители: они чувствуют неподдельный кураж, без которого живой театральный организм немыслим.

В «Субботе» были придуманы первые перформансы, хеппенинги и флешмобы: это сейчас они так красиво называются, многократно описаны в критической литературе и привычны публике, а в Ленинграде 1970-80-х смелые театрализованные представления и уличные акции рождались воспитанниками ЮриСаныча стихийно и производили фурор. Документальный театр, каким мы его знаем сегодня, тоже возник во многом благодаря Смирнову-Несвицкому, всегда балансировавшему на границе театра и жизни — в премьере знаковой для «Субботы» постановки «Окна, улицы, подворотни», где молодые ребята «с улицы» играли фактически сами себя. К слову, лейтмотив этого спектакля, песня «Васильевский остров» — негласный гимн театра, который неизменно исполняется хором, стоя, под аккомпанемент гитары.

 Фото — Михаил Григорьев.

Имена большинства субботовцев мало что говорят широкой публике, тем более что изначально молодежный театральный клуб принимал всех желающих. Но есть среди них и фигуры ныне знаменитые — культурные деятели всероссийского и даже мирового масштаба. Так, в «Субботу» в разные годы были приняты художник Эдуард Кочергин, драматург Александр Володин, композитор Григорий Гладков и артист Константин Хабенский. Двое последних обратились к коллегам с душевными видеопоздравлениями. Любопытный факт: Хабенский выходил на сцену «Субботы» еще до того, как поступил в ЛГИТМиК… А Семен Спивак совершенно покорил видавший виды зал Дома актера. Немногие знают или помнят, что нынешний главный режиссер и худрук Молодежного театра на Фонтанке начинал свой творческий путь в «Субботе»: был идейным сооснователем, играл в спектаклях, делал первые шаги в режиссуре… И после того, как Спивак блестяще исполнил озорные куплеты и прочитал стихотворение, превратив его в гомерически смешной актерский этюд, стало очевидно: по нему плачут экран и сцена. И в шутку, и всерьез: большой артист пропадает!

 Фото — Михаил Григорьев.