Strangers in the night… — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Strangers in the night…

Анна Ушакова

Proсценум. Театральная газета Санкт-Петербурга. № 9–10 (47–48). Июль 2008. С.4

 

(Спектакль «Ночь нежна» по роману Ф.С.Фитцджеральда. Постановка Юрий Смирнов-Несвицкий, режиссёр Кирилл Маркин, сценография Владимир Павлюк, музыка Евгений Умаров).

Я не из тех, кто судит людей по их делам, мне нужно нечто большее, или меньшее: взгляд, от которого колеблется планета, взмах руки, усмиряющий море, голос, разверзающий подземные пещеры.
Жюльен Грак «Сумрачный красавец»

«Ночь нежна» – название, не совсем привычное для петербургских театралов. В конце февраля оно вновь появилось на афише «Субботы» – обаятельного театра, в который легко влюбиться, изрядно подустав от тяжеловесных произведений академических храмов искусства. Словно желая продлить субботовскую молодость, Юрий Смирнов-Несвицкий с юношеским упрямством остаётся верен произведениям, в любви которым признался однажды. Недавняя премьера (вслед за спектаклями «Три товарища», «Бремя страстей человеческих», «Крепостные актёрки») продолжает традицию возобновления постановок, утерянных во время многочисленных переездов. Как фрагменты мозаики, они соединяются в облике театра, всем своим существом демонстрирующего, что он не такой, как все. Даже драматургическую основу здесь пишут для каждого спектакля специально, по мотивам ли «увесистого» романа или «хрестоматийной» «Чайки».
Создавая сценарий по роману Фитцджеральда, художественный руководитель театра разместил события в хронологической последовательности, неожиданно выявив сходство судеб двух героинь: Николь и Розмэри Хойт. Неплохой материал для исследования, пример в учебнике по психологии для психиатров… Не случайно Дик Дайвер (Александр Шпынёв) так называет книгу, которую в самом начале берёт с хрупкого столика на авансцене. В камерном пространстве зрительного зала несложно разобрать настоящее название – «Ночь нежна»… Звучит, как песня. Сладостно, чувственно, томительно… Такой наряд впору девичьему роману про любовь. Поначалу он именно так и воспринимается.
Читая книгу, не без удивления обнаруживаешь, как любовная история превращается в историю выздоровления Николь (Снежана Лосева) и взросления Розмэри (Евгения Гришина). Во время спектакля не без интереса следишь за тем, как развенчивается героический образ Дика Дайвера. Субботовцы иронизируют над излишней сентиментальностью – «Ночь нежна» одна из их самых целомудренных постановок, где большее, что допустимо, это долгий поцелуй Дика и мисс Хойт…
Совсем юная Розмэри, проживающая свою первую любовь под нежные звуки мелодии «Эммануэль» – не главная героиня, но лишь одна из тех, кто тянется к Дику. Насколько комично звучит её по-детски безапелляционное «Возьмите меня!», на которое он, поперхнувшись, недоуменно спрашивает: «Куда?». Этот эпизод смонтирован с предыдущим, в котором этому же мужчине признавалась в любви юная Николь, сказочная принцесса с каштановыми волосами до пояса, в светящемся белоснежном платье, теперь же – его законная супруга.
Итак, у обеих дам один недуг – любовь к Дику Дайверу. Впрочем, здесь все страдают этим недугом. Потому что Дик – из тех людей, которые вопреки своему желанию притягивают окружающих. В них влюбляются, с ними хотят дружить, сближаться. Сильный, красивый, талантливый,… здоровый. Здоровье – большая редкость в иллюзорном мире, прекрасном своей болезненностью. В его дурманящей мгле искусственной красотой завораживает диковинное дерево, чьи изогнутые трубчатые ветви усеяны серебристыми плодами… Но… это же обыкновенные яблоки, завёрнутые в фольгу! Таинственный полумрак создаёт тёмно-синий кожзаменитель, обволакивающий все предметы нехитрого интерьера. Как в больнице. Как в кабинете психиатра. Не потому ли так длинны рукава нарядных кимоно, в которые одеты беспокойные существа, мечущиеся по сцене в поисках опоры? Так тонкий вьюн стремится найти крепкое растение, чтобы обвиться вокруг надёжного стебля. Пусть надрывно, неуловимо, болезненно, но все они любят Дика. Их воспалённые души обладают способностью любить. А вот он – сильный, красивый, талантливый и психически здоровый – лишён её. Просто ему никто не нужен так, как им нужен он, или тот, кого они хотят в нём видеть.
При всём обаянии, в Дике нет уверенности, надёжности, ощущения, что вот – тот, на кого можно положиться. Он тоже довольно потерянно скитается по сцене фантазий своих пациентов… Доктор Дайвер…, более того – психиатр. А больным, как известно, свойственно привязываться к тому, кто их лечит, обожествлять его. Дик нужен надломно эпатажной Кэролайн (Олеся Ромашова) и даже расчетливой Бэби, которую играет Марина Конюшко – казалось бы, самая «здоровая» исполнительница, при взгляде на которую даже не возникает мысли о какой бы то ни было болезненности… Но громче всех зовёт доктора маленькая Огюстин (Юлия Шахмуратова) – от лица всех тех, которые жить без него не могут, и продолжают суетиться, пытаясь заполнить невыносимую душевную пустоту. Взволнованной Огюстин вторят усилители, разрывающие сердце исступлённым: «Как ночь нежна»! Через иллюзорную нарядность просвечивает потерянность, бесцельность, беспризорность…