Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

«СУББОТНЕЕ» ПРОЧТЕНИЕ РЕМАРКА

//Брянские Вести 10 октября 2000 г.//

А.Чернов

 

В ТЮЗе совершились краткосрочные гастроли Санкт-Петербургского молодежного театра «Суббота». Говорят, лет 20 назад этот театр, будучи еще любительским, гремел на весь СССР. Так или иначе, брянцы знают о «Субботе» очень мало или даже ничего. А вот о привезенном спектакле «Три товарища» по Ремарку, пожалуй, в Брянске еще будут говорить некоторое время.

Причем отзывы будут строго полярны. И это замечательно, что актеры из Северной Пальмиры настроили неизбалованного брянского зрителя в театральное межсесозонье на подобную разноголосицу. Наоборот, было бы странно, если бы такой глубоко психологический и спорный спектакль вызвал абсолютное умиление публики, равнозначное безоговорочному провалу.

Дети часто принимают на себя черты родителей. При всем при том, что Эрих Мария Ремарк уже прочно вошел в историю литературы, о его творчестве до сих пор спорят критики. Иные превозносят до небес, другие стараются низвергнуть. Появилось даже словечко «ремаркизм», в иных устах хвалебное, в других – бранное.

… Главному герою – молодому Роберту Локампу для постижения таинства жизни был отпущен короткий двадцатилетний промежуток времени между двумя мировыми войнами. Он и его товарищи крутятся в житейском водовороте, меняя одну пивную на другую, и о том, что человек есть порождение моральных казусов и природных необходимостей, вспоминают лишь в часы похмелья. Ремарк писал, по сути, о своих ровесниках, и все описанное наиболее остро прежде всего предчувствовал сам.

«Субботинцам» оставалось передать эти переживания залу. И вот здесь, как удалось выяснить в разговоре с кое с кем из зрителей, в антракте, у актеров возникли определенные трудности. Главное, что ставится театру в вину: «неправдоподобно», «истинные чувства – такие, как страсть, горе, любовь – несовместимы с абстрактно-нейтральной манерой игры»…

Но в этом-то и заключается вся прелесть! Нередко за повышенной актерской экспрессией теряется возможность уловить суть мыслей героев и, как кальку наложить их на собственное мироощущение. Многого, например, стоит произнесенная вскользь, но не потерявшая своей значимости только одна фраза: «Жизнь слишком долго тянется для одной любви».

На фоне простых и универсальных до неприличия декораций Робби пытается анализировать (возможно и такое!) свою любовь к Пат. Патрисия появилась в его жизни ровно так, как он и мечтал – случайно, неожиданно и… не навсегда. Наверное, и поэтому тоже возведенное в абсолют режиссурой Юрия Смирнова-Несвицкого черты НЕПОСТОЯННОГО прослеживаются на протяжении всего спектакля.

И тем не менее неровное по показателям действо увлекло, заставило банально сопереживать и по окончании подняться зал в пятиминутной овации…