Ушел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Ушел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий

Ушел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-НесвицкийУшел из жизни основатель театра Юрий Смирнов-Несвицкий

С прискорбием сообщаем, что в минувшую субботу 17 ноября после продолжительной болезни скончался автор, создатель и художественный руководитель театра «Суббота», режиссер, театровед, доктор искусствоведения, профессор, кавалер ордена Дружбы Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий.

Светлая память Учителю!

Большое спасибо за ваши слова поддержки и соболезнования. Это очень важно для нас.


Прощание состоится в четверг, 22 ноября 2018 года.
10:00—11:00 гражданская панихида в Театре «Суббота» (Звенигородская ул., 30).
12:00—13:00 отпевание в Церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском православном кладбище (Камская ул., 24).


 

 

***

АВТОР

Главное авторство Юрия Александровича состоит в том, что он создал свой Театр. Театр с особой образной системой, своей структурой и своими героями. При всем репертуарном разнообразии объединяющей художественной идеей «Субботы» стало постижение жизни как театра в глобальном его понимании. Потому в спектаклях «Субботы» отношения актера и роли часто приобретают неожиданную форму: сам актер оказывается героем представления, его собственная роль играет им, подобно тому, как в жизни «роли», выбранные человеком, подменяют его, формируют его личность и обуславливают характер.

Первой такой постановкой из серии авторских спектаклей «Субботы» о самих себе стал сохраняющийся на сцене уже более сорока лет спектакль «Окна, улицы, подворотни». Первые исполнители этой постановки играли на сцене эпизоды своей подлинной человеческой судьбы под собственными же именами. Тогда, на рубеже 1960-х 1970-х это был первый образец документального спектакля. Позже появились спектакли, рассказывающие о судьбах людей, приходивших в «Субботу», жизни самого театра. Многие из них и сегодня в репертуаре: «Томление души Риты В.», «Город, знакомый до слез…». О себе самих рассказывает и спектакль «Лунный пейзаж. Картины из нашей жизни», спектакль, обращенный к истории «Субботы», ее актерам и ее героям, вскрывает природу Театра, как явления не только эстетического, но бытийного, заглядывает в его потаенные уголки.
Юрий Александрович автор целого ряда пьес для своего театра, а также сценариев, созданных по прозаическим и драматургическим произведениям. Он работал с литературными произведениями совершенно свободно, порой радикально меняя сюжетные линии и характеры.

Многие спектакли пронизаны прямыми высказываниями режиссёра через тексты песен, которые написал он сам.

Как критик, Смирнов-Несвицкий был привержен повествовательному театру и непрерывному проживанию роли актером, это отчетливо видно во множестве его работ. Однако, как режиссёр создавал другой театр. В соответствии с природой своего художественного мышления он  не был склонен к повествованию, меньше всего его интересовала интрига и привычное фабульное развитие истории, в его спектаклях развивались темы. Отсюда и необходимость собственных сценариев, которые были построены — а вслед за ними и спектакли — как многоэпизодные композиции. Среди множества волнующих, острых и важных тем, главной темой его театра оставалась любовь, её испытания, искажения, неизбежность. Без неё ни творить, ни полноценно жить невозможно.

Юрий Александрович дал путевку в жизнь многим известным деятелям театра и кино. Среди них: Семен Спивак, Анжелика Неволина, Александра Яковлева, Григорий Гладков, Константин Хабенский, Татьяна Абрамова и многим-многим другим.

Студия театра, которую создал Смирнов-Несвицкий, долгие годы давала возможность творчески развиваться огромному числу ленинградцев и петербуржцев. Не все из них стали артистами и режиссерами театра. Кто-то ушел в кино, музыку, преподавательскую работу, медицину. В самых разных сферах можно найти бывших субботовцев, но все кому посчастливилось столкнуться с талантом, профессионализмом и фанатичной преданностью делу режиссера и ученого с огромной благодарностью вспоминают время, проведенное вместе с Юрием Александровичем.

Факты биографии и научной деятельности:

Родился 23 февраля 1932 в Ленинграде.
В 1956 г. окончил театроведческий факультет Ленинградского государственного театрального института им. А. Н. Островского. Юрий Александрович получил великолепное образование. В институте тогда преподавали выдающиеся педагоги: С. Данилов, М. Португалова, Вс. Успенский, Ю. Головашенко, Е. Финкельштейн, Л. Левбарг, мастера Б. Петровых, Л. Вивиьен, Л. Макарьев, А. Кацман, Р. Авербух и др. Он активно участвовал в работе уникальной мастерской режиссуры и актерского мастерства на театроведческом факультете (руководитель – Б. П. Петровых), в которой будущие теоретики театра активно занимались практикой. Сегодня так работают многие театральные школы в Европе. Но в отечественной практике это произошло единожды, под давлением студентов-театроведов. Среди выпускников этого курса был Ю. Смирнов-Несвицкий.

По окончании учебы, по распределению работал в Челябинске:
1956–1957 – преподаватель курса основы режиссуры в Челябинском училище культуры.
1958–1960 – литературный сотрудник редакции «Челябинский рабочий».

В эти же годы – основатель и руководитель Городского любительского молодежного театра.

Вернувшись в Ленинград, в 1960 г. поступил в аспирантуру  ЛГИТМиКа.

В 1965 году защитил Кандидатскую диссертацию «Стилевые поиски современной советской режиссуры. (Из опыта постановки драмы А. Н. Арбузова “Иркутская история”) .
1963–1985 – старший научный сотрудник НИО Ленинградского института театра, музыки и кинематографии;

1969–2018 – художественный руководитель театра «Суббота»

5 октября 1982 г. защитил Докторскую диссертацию «В. В. Маяковский и советский театр».

В 80-е г. участник семинаров по режиссуре П. Фоменко и А. Эфроса.
1985–1990 – заведующий НИО Ленинградского института театра, музыки и кинематографии;
1993–1995 – зав. кафедрой театрального искусства Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
1995–1997 – профессор кафедры режиссуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

1990–2006 – заместитель директора по научной работе Российского института истории искусств (РИИИ).
2006 – 2015 – главный научный сотрудник сектора театра Российского института истории искусств (РИИИ).

Итоги – несколько книг и десятки научных и критических статей. Сфера научных интересов: творчество В. Маяковского, Е. Вахтангова, И. Бунина.

Скончался 17 ноября 2018 года.

Основные книги:
О многообразии сценических решений. М., 1964;
Ключ к образу. Размышление о способах игры в современном советском театре. Л., 1970;
Зрелище необычайнейшее: Маяковский и театр. Л., 1975;
Еще одна жизнь. М., 1979;
Вахтангов. Л., 1987.
«Тихое чтение. Мой Бунин». СПб., 2012.