В ожидании Луны — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

В ожидании Луны

Ольга Бухарова: В ожидании луны // Зеркало Петербурга. – №3 (200). – 2015. – С. 2. – Фот: (1).

 

Или вот еще случай был: в пьесе героям 20 с лишним лет, а играют их те, кто им в родители годятся. И шут бы с ним, только ведь театр — молодежный. А на военных кители еле сходятся. Сколько лет уже сцену в них топчут.

На самом деле мир спасет доброта, как бы мы этому не противились. Нам бы только с парниковым эффектом справиться, а там и до всеобщей гармонии рукой подать.

Положа руку на сердце, общения не хватает. Телефон-Интернет-Инстаграм есть, а общения — нет. Потому и обозленные все такие. Хотят выговориться, а другого, который тоже про себя рассказать рвется, слушать не желают. Так и маемся, непутевые. А ведь чего стоит раз плюнуть на свои будто бы важные дела, сесть с ним за рюмкой чая, пусть его несет! Но тут ведь палка о двух концах. Один из благодарности взаимностью ответит, а другой на шею сядет, не отвяжешься потом. Как угадать?

Как понять, что спектакль, на который ты попал, стоящий? Тема популярная — значит, народ идет. Дай-ка и я приобщусь. Звезда сериальная в главной роли — тоже сгодится. Она и на обложке журнала была, и в ток-шоу засветилась. Муж, говорят, от нее ушел, а она хоть бы что — пластику сделала! Надо посмотреть, правда ли? А это что у вас? Чехов? Да побойтесь бога, сколько можно уже?! Со школы тиранят и в хвост и в гриву. Не, нам надо, чтобы пьеса как музыка по товарищу Огурцову из «Карнавальной ночи»: «брала, вела, но не уводила».

Спектакль «Лунный пейзаж» уводит вопреки всем теоретическим «но»: он поставлен по не известной в широких кругах пьесе, автор которой одновременно является художественным руководителем театра «Суббота», идет с участием актеров, не мельтешащих на экране, у него минимум рекламы. А зал все равно полон. Так не бывает!

На самом деле секрет фокуса прост: театр не врет. Изначально любительский он со временем доказал оригинальностью право на существование и прочно занял свою нишу в петербургском театральном пространстве. К тому же в «Субботе» нет случайного зрителя. Сюда, как правило, приводят друзья, убежденные в том, что это надо увидеть самому. Но даже если кто-то и забредает волею судеб, он вливается в ряды постоянной публики.

Спектакль «Лунный пейзаж» в первую очередь для нее. Для тех, кто знает историю этого театра, его репертуар и создателей. А как могло быть иначе, если пьесу написал основатель театра? Но создал он ее не пафосно-мемуарно, а в своем духе, с юмором в широком спектре: от безобидной шутки до гротеска. Постановка, где герои естественно ведут себя со зрителем, то рассказывая истории из жизни, то делясь сокровенным, дорогого стоит. И если сначала актеры смеются над собой, постепенно дружеское подтрунивание перерастает в сюр о действительности, положении в ней человека вообще и художника в частности.

В «Лунном пейзаже» театр — в первую очередь место сбора единомышленников. Каждый из них одержим своей идеей (например, написать гениальную пьесу или выйти замуж), у всех свои недостатки, но очевидны и достоинства. Иногда это похоже на коммуналку, где вечно натыкаешься на таз с замоченным бельем, в другое время это творческая лаборатория, где работают над образом и ищут зерно роли, периодически — стычки с соседствующими организациями (не всегда приятные, но обязательно плодотворные).

Театр — мир, который перманентно вызывает интерес у широкой общественности. Жизнь его служителей обычно тоже не обделена вниманием. Юрий Смирнов-Несвицкий в характерной для себя манере приподнимает несуществующий занавес, пускает за кулисы, но не исповедуется. Не потому, что не доверяет зрителям, а просто собрались не с этой целью.

При всем авангардизме и неформатности спектакль гармоничен. И составом актеров, и визуальным рядом. Отсутствие очевидных рамок, в которые так часто загоняют себя театры, а потом этим тяготятся, здесь тоже играет на руку исполнителям: нельзя, играя себя, вырасти из роли. Реальность, в которой театр, как часть социума, существует, тоже участвует в создании спектакля.

Кого-то из зрителей накроет ностальгия диалогом: «Туши сигарету!» — «Это “Парламент”!». Женщины хихикнут на обращении «дорогой сундучок», многие улыбнутся знакомым интонациям в резюме: «Как страшно жить!».

Вы спрашиваете, при чем здесь Луна? Ну, к примеру, это спутник Земли. Мало? Единственное небесное тело, куда ступала нога человека. Не то? У Бетховена соната, у «Субботы» — пейзаж. Тоже не повод? Тогда просто потому что. И точка.

Без занавеса. Без сцены. Без вранья. А где вы услышите столько бередящих душу песен, исполненных не только без фонограммы, но иногда даже без микрофона? Зато с полным сохранением качества. Не верите? Так приходите на спектакль. Заодно и с Луной разберетесь.