«В ожидании перемен» — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

«В ожидании перемен»

В ожидании перемен // Петербургский дневник. — 2013 — 1 — 30 авг. – С.26: фот. (1).
Екатерина Омецинская.

 

Театр «Суббота», известный всоими психологическими постановками, обращенными к молодежи, представляемт на суд зрителей спектакль «Село Степанчиково и его обитатели».

Режиссер Андрей Корионов, уже поставивший на сцене произведения Шварца, Фигейредо, Мольера, Ростана, Клавдиева и Распутина, выпустил в театре «Суббота» спектакль по популярной повести Ф.М. Достоевского, уже не раз ставившийся на российской сцене.

«Село Степанчиково и его обитатели» — произведение, которое часто называют «недостоевским». Однако и в этой повести, исполненной светлого юмора и инсценированной для театра  Николаем Эрдманом, Достоевский описывает свой излюбленный тип – человека с двойственностью характера.

«Страдалец-мучитель» Фома Опискин – фигура презабавнейшая, но при глубоком рассмотрении трагическая, страдающая от своих комплексов. Корионов и исполнитель роли Фомы Владимир Шабельников не мудрствуют лукаво. Они заставляют героя соответствовать всем остальным обитателям имения полковника Ростанева (его играет Василий Реутов), которые откровенно неумны, но незлобивы и простодушны. И посему Опискин, первое явление которого происходит под вагнеровский «Полет валькирий» (режиссура явления принадлежит, видимо, самому Опискину), почти срезу предстает в образе шута, которому вроде бы и опротивело балаганить перед простотой («Ах ты, сукин сын, камаринский мужик!»), которая, как известно, хуже воровства, но остановиться он уже не может.

Беда лишь в том, что растрачивает он себя напрасно: аплодисментов от людей, принимающих его трагифарс за чистую монету, ему не дождаться. Остается Фоме довольствоваться вовлечением прочих в свою игру, чему явно мешают «критики» — племянник полковника (Иван Байкалов) и Ежевикин (Владимир Абрамов). По Кориорову выходит, что, благословляя Ростанева и юную Настеньку (Олеся Линькова), уступающий их любви Опискин просто-напросто устраняет тех, кто мешает ему быть в центре внимания: племянник после разрешения конфликта покинет имение, а Настенькиному отцу и сказать более будет нечего.

Режиссер вместе с художником Марией Смирновой-Несвицкой подтрунивают над несколько осовремененным обществом, живущим на фоне картины «Утро в сосновом лесу» и рядящимся в яркие роброны и аляповатые сюртуки, сшитые не по фигуре. Как они ни пытаются внешне быть в тренде, на деле болото провинциальной жизни всех их давно поглотило, заставив даже наиблагороднейшего Ростанева (Реутова) постоянно жить под гнетом мысли «как бы чего не вышло». Перемены – удел наполеонов, а где их в Степанчиково сыщешь?