Вечером в «Субботу» — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Вечером в «Субботу»

Катышева Д. Вечером — в «Субботу»//
«Смена» 16 января
(О спектакле «Козлова и Курицына»)

 

Любительский театр строит заставу. Это защита от яростного агрессивного напора индустрии развлечения, представляющей якобы молодежную культуру. С ее ошарашивающей «крутью». Псевдоромантизмом. Псевдопоэзией роковых звезд-сверхчеловеков. Любительский театр противопоставляет  общечеловеческую поэзию, проверенную веками и нашим временем. понятную обыкновенному смертному. Кислород души. шекспир,Чехов, Пушкин, Цветаева, Маяковский, Высоцкий…
Любительский театр экспериментирует. Для него это не очередное мероприятие, а норма жизни. В многолетних  эстетических исканиях меняются средства  выражения. Угадывается тяготение к поэтически многозначному философскому спектаклю, к  поэтическому театру. Рождаются новые типы зрелища: « Марат-сад» П. Вайса, «Зверь» В. Гиндина,  В. Сенакевича (народный театр Университета), «Карнавал Высоцкого» («Перекресток»),  политический мюзикл «Слон Хартон Жьюса» (патриотический клуб «Чайка»). Интерпретируется  классика с открытием новых смысловых пластов «Играем Гамлета» по Шекспиру («Четыре  окошка»). Играем Чехова —  «Чайка» (театр-клуб «Суббота»). невидимые миру слезы» (народный литературный  театр  ДК им. Володарского).
«Художественное облучение» любительского театра все активнее воздействует на зрителей, Среди них ширится среда единомышленников.
Важное открытие любительского театра — создание спектакля, обращенного прямо к молодежному зрителю. Пример — спектакль «Козлова и Курицына» в театре-клубе «Суббота» (руководитель доктор искусствоведения Ю.А. Смирнов-Несвицкий).
Этот спектакль вместе с первыми двумя, как сказано в программе: «Окна, улицы, подворотни» (1974 г.) и «Пять углов» (1978 г. составляют трилогию «Ленинградские заставы», сочиненную театром — «О самих себе, о судьбах молодых людей, о нравственных ценностях, которые мы искали, находили и хотел бы сберечь навсегда». Можно вспомнить и еще более ранние работы. Они также созданы по коллективному сценарию — «Молодежная вечеринка», «Театрализованный круг».
Театр-клуб «Суббота» упорно и постоянно с первых своих шагов (а их пройдено много за пятнадцать лет) ведет разговор от себя, от лица поколения о вечных нравственных ценностях. О молодости души. О верности любви и дружбе. О смысле жизни. Об идеале.
Сочинение собственной  драматургии у субботовцев — факт примечательный. В новом  спектакле «Козлова и Курицына» их голоса зазвучали  особенно тревожно. И призывно. Надо сплачиваться. чтобы противостоять расчеловечиванию.
В сценографии спектакля (художник М. Смирнова) на заднике периодически раздвигаются стены. И в щель, как в подземелье, охваченное  пламенем, проваливаются отдельные персонажи. В наказание  за предательство, компромисс, за сделки с совестью.
Курицына (Е.Сапронова) —  одна из типичных героинь субботовцев. Их герои -ь обыкновенные люди с возвышенным складом души и чувством ответственности перед челровечеством. Но сегодня они заражены тревогой. В судьбе Курицыной резонируют судьбы других. Она несет печать общих болей и бед, душевного раскола. Последствия выхода из братства. распада семьи, в  которой родилась, и той, своей, что не могла построить. Не убереженная любовь. Обездоленная дочь. Не сохраненная дружба. Неоткрытое призвание.
В основе игрового действа субботовцев — притча о блудной дочери. О возвращении ее в лоно родного, близкого. К «пеньку», к корням, к своему городу, к друзьям. На миру, в хороводе, в братстве близких людей оттаивает  оледеневшее сердце Курицыной. ЕЕ душа как бы оживлена в  образе Козловой (Н. Марус) То идеальное, чистое что дано от природы, рожденное для лучшей жизни. Борьба  Курицыной и Козловой — олицетворение  мук совести. Как в старинном моралите. Но субботовцы избегают дидактики. Указующий перст в зале — те же молодые, сегодняшние, что на сцене.
При игровом начале театр в этом спектакле обретает  горизонт философский, характер метафорический. Он становится театром поэта с коллективным лирическим героем. Коллективным голосом. Сильным, Эмоциональным. Наиболее активно выраженным в песне. Песенная сюита — стержень  драматургии и спектакля. Ее сочинили субботовцы.
Песенный хоровод с  игровым началом — в корнях  народного искусства, фольклора. В него может вступить каждый. Если вступит художник, хоровод становится фактом искусства. Субботовцы участвуют в создании нового фольклора.
О чем поют в «Козловой и Курицыной»? «Где было сердце — пусто там. Душа забыта». Они поют о биороботах, что не чувствуют боли. Песня — вселенский вопль. Он сменится знаменитой субботовской «цепочкой» — своеобразным стремительным хороводом в полете. С песней «О красной ленточке». О мечте, любви и счастье.
«Хоровод-цепочка», образное напоминание о человеческой общности, противостоит той темной, злой силе, что выражается в спектакле через Мракобесика (А. Дунаевский). Люди другие для него — «карты», которые он тасует в колоде и бросает в свои жестокие и страшные игры. Король пышной фразы, бог которому — наслаждение, сладкий пирог жизни. Философия: себе, для себя и никому. Объедки пирога — своим подданным. Организатор и «методист» тусовок. Гвоздь их программы — групповой секс, собачьи свадьбы». В спектакле  есть страшная сцена, когда люди-роботы танцуют по «живому ковру» — сплетенным, как змеи, человеческим телам.
Мракобесик меняет свой облик в разных спектаклях. То он выступает в костюме  металлиста, то в добротном сером пиджаке и шляпе. «Металл» присутствует только в нагрудных значках. Он выглядит приличным, респектабельным. Член кооператива. Методист неизвестного предприятия. Диск-жокей. Во множестве  обликов. Активно вербует в свою братию. Борется за душу  Курицыной.
В самую решающую для нее минуту Козлова вскидывает ружье. Душа ведет  активную оборону. Чтобы выстоять перед угрожающей чумой расчеловечивания. «Цепочка»  смыкается. Ощеривается. Братское содружество держит оборону. Оно защищает свой город, свой дом.