VI «Театральное вече»: заметки после аплодисментов — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

VI «Театральное вече»: заметки после аплодисментов

Новгородская область. Великий Новгород

Журнал «Область культуры», 13 сентября 2014

Автор: Сергей Козлов

 

Международный фестиваль «Театральное вече» в Великом Новгороде продолжает свою работу на площадке академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского.

  Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин не оставил столь богатого сатирического наследия в драматургии, сколько в прозе. А ставить-то его на сцене очень хочется, особенно пока власти дозволяют. И вот петербургский режиссер Петр Смирнов сочинил новую пьесу по мотивам сразу нескольких произведений и поставил «Глуповъ. Нашествие» в театре «Суббота», где отношения с литературой, театром и реальностью всегда были вызывающе своеобразны.

Крошечное лирическое отступление. Из театра «Суббота» ты или уходишь в недоумении и больше не приходишь, или заболеваешь его атмосферой до зависимости. Созданная Юрием Смирновым-Несвицким 45 лет назад из театральных любителей, противопоставивших себя железным канонам советского театрального процесса, «Суббота» и сегодня живет параллельно и петербургским, и российским трендам. Здесь нашли пристанище сентиментальные, воспитанные, рефлексирующие интеллигенты, воплощаемые новым поколением актеров, а иногда и тенями бродящие по помещению театра. Особое место в репертуаре занимают пьесы самого Юрия Александровича, в которых Петроград-Ленинград-Петербург с его «окнами, улицами, подворотнями», конечно, «знаком до слез» в первую очередь его старожилам.

Его культура с песнями, говорами и понятиями становится символом исчезающей, но все всё время возвращающейся натуры.А потому даже рядом с «Доходным местом» по пьесе А.Н. Островского, где тоже нашлось место для сатиры на современное чиновничество (хотя спектакль больше посвящен реалиям современной «бедной» театральной жизни), работа Петра Смирнова смотрится очень жестко и воинственно. Заявляя «веселые ужасы российской жизни», режиссер насыщает спектакль хоррором сполна, не стесняясь откровенно китчевых приемов в фантастической истории «попаданчества» семи губернаторов-градоначальников-глав-комендантов на остров, где живет Иван с женой и грудными детьми. Компания властьюнаделенныхнегодяев очень быстро начинает осваивать остров, принимая решения одно другого абсурднее и эксплуатируя мужика. Впрочем, назвать это можно и современным лубком в лоскутной технике, в которой сделана и сценография Михаила Воробейчика. Россия валенок, пестрых одеял, рубах и ночных сорочек до сих пор родная, узнаваемая, ни с чем не сравнимая. А лоскутные цитаты из Салтыкова-Щедрина в пьесе Петра Смирнова можно узнавать, а можно и нет. Очевидно то, что режиссер и театр являются прямыми наследниками традиций сатирического искусства, в котором за картинкой «под старину» торчат уши современных реалий, а литературное черпает вдохновение в народном (не стесняющемуся сказать «твою мать!»). Традиционную для «Субботы» красоту «бедного театра» лишь заостряют пестрые пластиковые стаканчики, мегафон, утяжеленные музыкальные темы народных песен или вовсе «Ой, цветет калина…» на китайском с кавером украинской группы «Село і люди» на песню TheAnimals.

Уникальная труппа «Субботы» позволила собрать этот парад начальственных уродов. Можно любоваться отдельно созданными образами, где есть хорошо узнаваемые хитрый неврастеник (Беневоленский Владимира Шабельникова), безмозглый воинственный эпилептик (Угрюм-Бурчеев Ивана Байкалова), кровожадная барыня (Негодяева Анастасии Резунковой), косноязычный дегенерат (Прыщ Александра Шпынёва), выродившийся аристократ (Микаладзе Владимира Абрамова) и старейшина, наследующий самым сладкоголосым и опасным губернаторам (Фердыщенко Владимира Шагина). Наконец, упырь  Бородавкин (Михаил Абрамов), ненавидящий мужиков, одичавший прямо на глазах у зрителей и ушедший в гротескную «робинзонаду». Однако и он в моменты принятия «ответственных» решений и исполнения гимна (не современного, конечно, но Российской Империи) появляется, чтобы

подбросить в воздух конфетти. Живая, неприхотливая, лишенная репризного лоска пародия у артистов превращает в заразительную и обаятельную игру даже откровенное кривляние. Доверительные, человеческие интонации оборачивают сатирический материал в легкомысленный шабаш, прочищающий душевные токи. На обсуждении Владимир Абрамов подчеркнул, что в спектакле легко узнать переклички с высказываниями современных чиновников (которые, кстати, аудиоцитатами звучат перед началом). И он говорил о московских и петербургских градоначальниках. Но сила пародии такова, что не трудно было услышать голоса и манеру и некоторых новгородских чиновников. Это всё о весёлом.

А теперь об ужасном. Все-таки «История одного города», «Дикий помещик», «Помпадуры и помпадурши» диктуют и другие настроения. Начальники не только веселятся, учреждая академии наук и остроги, давая взятки и принимая подношения. Петр Смирнов и художник по пластике Анна Белич в иных эпизодах превращают персонажей в жутких хищных зверей, где не возникает и тени иронии или шутовства. Иван (Андрей Гульнев) и Алёнка (Валентина Лебедева) вообще существуют в лирической манере. И когда губернаторы уже окончательно завоевали всё внимание зрителей, раздается потрясающий мироздание смертный крик Аленки над поверженным Иваном. Ее в качестве прислуги забирают покидающие остров начальники, а из мира фантастических допущений в реальный возвращает плач ребенка. Несмотря на то, что режиссер сжалился над зрителями и «оживляет» Ивана, позволяет ему убаюкивать младенца, для сознательных граждан нет уж такого очевидного хэппи-энда.

Посмеяться над причудами власть имущих легко. Страшнее осознавать, что мы – Иваны и Алёнки, которые могут лишь гнуть спину, следуя за каким-то геном рабства. Анархия и неподчинение, которых так боятся начальники, столь же нелепы и бесперспективны, как и принятые ими решения, дабы «ничего не совершить».

Петр Смирнов и театр «Суббота» не морализуют, наслаждаясь панковским драйвом и жесточайшим правдоподобием Салтыкова-Щедрина. И зрители всё понимают. Но сколько в зале было чиновников?

Фото: Сергей Гриднев