Юбилей с «Субботой» — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Юбилей с «Субботой»

25/03/2019

«Вечерний Санкт-Петербург»

ТЕАТР ОТМЕТИЛ 50-ЛЕТИЕ СО ДНЯ ПЕРВОГО СПЕКТАКЛЯ

ВДоме актера имени Станиславского чествовали Театр «Суббота», которому исполнилось 50 лет. В марте 1969 года в Выборгском дворце культуры первые субботовцы показали родственникам и друзьям «Этюды по мотивам известным и неизвестным». Дата этого спектакля и считается днем основания легендарного творческого коллектива, прошедшего путь от любительского театра-клуба до профессионального драматического театра. К сожалению, бессменный худрук «Субботы» Юрий Смирнов-Несвицкий до юбилея не дожил: ушел из жизни в ноябре прошлого года.

В честь юбилея в Синей гостиной Дома актера открылась выставка «История в картинках». Нескучную (если не сказать – хулиганскую) экспозицию, которая продлится до конца марта, сочиняли художники по костюмам и сценографы, оформлявшие спектакли «Субботы». Среди них – Эмиль Капелюш, Наталья Клемина, Николай Слободяник, Мария Лукка, Александр Мохов, Владимир Кравцев и, конечно, Мария и Евдокия Смирновы-Несвицкие. Как объяснили кураторы выставки, театральные люди не испытывают священного трепета перед экспонатами и относятся к выставочному делу без излишнего пафоса. Поэтому пространство Синей гостиной оформили затейливо, умудрившись отразить в буйстве причудливого монтажа всю славную историю театра и подчеркнуть жизнерадостный нрав всех к нему причастных.

Это не только программки, афиши, архивные фотографии или макеты спектаклей, без которых не обходится ни одна уважающая себя театральная выставка. В случае с «Субботой» на открытии выставки пели и показывали отрывки из спектаклей, а далее эпатировали неформальным подходом. Например, табличкой «Sale!» подле костюмов, якобы выставленных на продажу (нужно же маленькому, но гордому театру как-то сводить концы с концами). Или эскизами, расклеенными… на рулонах обоев. В авоськах к потолку подвесили старые советские загранпаспорта субботовцев (в память о первой – и весьма курьезной – гастрольной поездке в Европу в начале лихих 90-х) и «голову артиста Шабельникова» (маску из нехарактерного для театра и потому недолго продержавшегося в репертуаре спектакля «За призрачным столом»). И повсюду разместили зонтики: эмблему – метафору театра, его опознавательный знак.

Доминантой же всей экспозиции стала инсталляция из личных вещей Смирнова-Несвицкого: его рабочий стол с печатной машинкой, книги, экземпляры пьес, испещренные пометками, пожелтевшие газетные вырезки (в том числе – статьи из «Вечёрки»). На спинку стула небрежно наброшен пиджак (из кармана торчит галстук – фирменная манера ЮриСаныча). Над столом – растрепанная гирлянда из машинописных и рукописных листов и полураскрытый чемодан («Чемодан чепухи» – легендарный спектакль «Субботы»). А под столом – знаменитый портрет в виде косматой обезьяны (дань году рождения и чувству юмора режиссера), чудом уцелевший во время пожара в ДК «Выборгский».

За полвека субботовцы сменили несколько адресов в центре города: обитали и в Доме художественного творчества на Рубинштейна, 13 (позже там был ленинградский рок-клуб, сейчас – Театр «Зазеркалье»), и в ДК пищевиков на улице Правды, играли на сцене ленинградского Ленкома (ныне – Театр-фестиваль «Балтийский дом»), пока наконец не обосновались на Звенигородской, 30. В экспозиции прослеживается эта география. Отражена она и в черно-белой «любительской фильме», снятой на старинный манер и показанной гостям праздника.

Юбилеи «Субботы», кстати, чаще всего отмечали именно в Доме актера на Невском. Внимание городского отделения СТД (и вообще театральных деятелей Ленинграда – Петербурга, Москвы и России) к «Субботе» не случайно. Любительский театр-клуб, возникший на волне популярности теат­ров-студий, но давно ставший профессиональным, представляет удивительный социокультурный феномен. Лев Додин, поздравляя театр Смирнова-Несвицкого с 20-летием, сформулировал его так: «Вы родили «Субботу», ухватив кончик ускользающей оттепели, молодости, праздника собственного поколения, и она стала островком «свободы и воли».

В «Субботе» были придуманы первые перформансы, хеппенинги и флешмобы: это сейчас они так красиво называются, многократно описаны в критической литературе и привычны публике, а в Ленинграде 1970 – 1980-х смелые театрализованные представления и уличные акции рождались воспитанниками ЮриСаныча стихийно и производили фурор. Документальный театр, каким мы его знаем сегодня, тоже возник во многом благодаря Смирнову-Несвицкому, всегда балансировавшему на границе театра и жизни. В премьере знаковой для «Субботы» постановки «Окна, улицы, подворотни» молодые ребята «с улицы» играли фактически самих себя. К слову, лейтмотив этого спектакля – песня «Васильевский остров» – негласный гимн театра, который неизменно исполняется хором, стоя, под аккомпанемент гитары.

Имена большинства субботовцев мало что говорят широкой публике, тем более что изначально молодежный театральный клуб принимал всех желающих. Но есть среди них и фигуры ныне знаменитые – культурные деятели всероссийского и даже мирового масштаба. Так, в «Субботу» в разные годы были приняты художник Эдуард Кочергин, драматург Александр Володин, композитор Григорий Гладков и артист Константин Хабенский. Двое последних обратились к коллегам с душевными видео­поздравлениями. Любопытный факт: Хабенский выходил на сцену «Субботы» еще до того, как поступил в ЛГИТМиК… А Семен Спивак совершенно покорил видавший виды зал Дома актера. Не многие знают или помнят, что нынешний главный режиссер и худрук Молодежного театра на Фонтанке начинал свой творческий путь в «Субботе»: был идейным сооснователем, играл в спектаклях, делал первые шаги в режиссуре… И после того как Спивак блестяще исполнил озорные куплеты и прочитал стихотворение, превратив его в гомерически смешной актерский этюд, стало очевидно: по нему плачут экран и сцена. И в шутку и всерьез: большой артист пропадает!

 


Мария КИНГИСЕПП, фото Натальи ЧАЙКИ