«Бесприданница» А. Н. Островского на сцене театра «Суббота». Премьера — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

«Бесприданница» А. Н. Островского на сцене театра «Суббота». Премьера

Татьяна Преснякова, журнал «Диалог поколений», 10 октября 2020 г.

Я получила массу ярких эмоций! Тому причиной — театр «Суббота» и премьера спектакля «Вещь» по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».

С опаской отношусь к современным постановкам классики: слишком много промахов в последнее время я наблюдала. Но Театр «Суббота» меня поразил. «Вещь» — шедевр и, безусловно, одна из самых ярких премьер в нынешнем театральном сезоне!

История бесприданницы Ларисы буквально ожила в нашем времени. Теперь абсолютно не стоит бояться, что школьники не поймут это произведение и внутреннего конфликта главной героини. Современная канва прекрасно легла на сюжет Островского. И я очень рада тому, что это прекрасное произведение теперь станет доступнее подросткам.

Я очень благодарна режиссёру этого спектакля, Андрею Сидельникову за такую искреннюю оду любви к Женщине! Не верится, что он, будучи мужчиной, смог настолько тонко прочувствовать женскую душу!

Спустя более века с момента написания пьесы проблемы женщин во многом остались прежними. Мы все еще живём в мужском мире, где женщину нередко используют, как «вещь». Особенно там, где крутятся большие деньги и высокие статусы.

Боль, которую приходится проживать женщине, остается только в ее душе. От женщины требуют прощения и понимания. Женщину до сих пор готовы «распять» за малейшее проявление ее свободы и желаний, но мужчине позволено все. Даже  если женщина пережила насилие, первое, о чем у нее спросят: чем ты это заслужила.

Инсталляция турецкого художника Вахита Туны, состоящая из 440 пар чёрной обуви женщин, посвящённая жертвам домашнего насилия в Турции за 2018 год, яркое тому свидетельство. Такую стену плача и боли вполне можно установить и у нас. Откройте любые новости и посмотрите на то, что происходит. Но процент дел, которые просто начинают расследоваться в подобных случаях, ужасающе мал. Про вынесение приговора я вообще молчу.

Да, в случае с Ларисой физического насилия не было, но психологическое и моральное, обесценивание личности — это тоже насилие, причиняющее сильную боль, и оно приводит к непоправимым для женщины последствиям.

Пока я смотрела спектакль, весь мир перестал для меня существовать. Я видела только то, что происходило на сцене. Более того, я ощущала все пережитое Ларисой каждой клеточной своей души, кончиками пальцев я ощущала ее боль и надежду! И больше всего на свете мне хотелось защищать эту девочку!

Но мне хотелось защитить не только героиню. Я хотела сохранить эту хрупкость и красоту в каждой: в себе, дочери, всех девочках нашей планеты! Да, пусть это звучит громко, но в своей работе с болью человеческих душ я сталкиваюсь ежедневно, а с болью женщин и подавно.

Давление общества, семей и обязательств — все это плотным капканом сжимает горло женщины. От нее ждут идеального выполнения тысячи разноплановых ролей одновременно. И от очередного осознания этого мне стало страшно. Даже в наше время, когда возможностей защиты и степеней свободы у женщин стало гораздо больше, чем у Ларисы, ситуация кардинально не изменилась, потому что мышление людей меняется слишком медленно.

История «Вещи» получилась настолько актуальной и современной, что в каждом герое можно узнать своих знакомых или популярных «селебрити». Яркие акценты, ситуация с коронавирусом, стремление к лицедейству, которое дорого оплачивается, гастарбайтеры, покупки и продажи, материальное расслоение общества, «стерильность» социальных контактов, тенденция к ЗОЖ без учёта заботы о душе, статусы, социальные сети и море денег.

Все это так остро прозвучало на фоне холодных и обезличенных декораций, созданных Николаем Слободяником, что тоска по утраченным связям с нашей душой стала еще острее!

Хореография, свет, музыка, костюмы — все было настолько идеально и ёмко, что максимально погружало зрителей в происходящее на сцене. Браво всем сопричастным!

Актеры этого спектакля история отдельная: я поверила каждому и получила огромное удовольствие от их игры и таланта! Образы, которые они создали, были очень яркими.

А Елизавета Шакира, сыгравшая Ларису, меня буквально покорила! Ее игра и пластика были органичны и естественны. Мне показалось, что она сумела совместить в себе все самое глубинное и истинное от Женщины. Ее душа, красота, мудрость, любовь, принятие, вера, надежда, доброта и преданность могут подарить жизнь, но как же легко все это убить одним лишь желанием сорвать этот бутон, лишив его жизни!

Я была поражена, насколько прекрасной была эта юная женщина! И дело вовсе не в ее внешности: Елизавета, безусловно, очень красива, а в том, как она сумела прожить свою героиню и приоткрыла ее душу.

И я очень благодарна Андрею Сидельникову за то, что он так четко показал, что именно нарушение привязанности между Ларисой и ее матерью стало причиной того, что внутренняя ценность этой девушки была на нуле. Именно благодаря этому вся ее жизнь постоянно нуждалась в одобрении и заслуживании любви у тех, кто на это чувство не способен в принципе.

Для Ларисы всегда существовало лишь три варианта развития событий: стать женой, любовницей или умереть. И идея режиссёра в Ангеле-Хранителе, который молчаливо ее сопровождал все действие и встретил после смерти, где она наконец обрела свободу, была гениальной!

Клип Мадонны «Bad girl» 1993 года, где обыгрывается подобный сюжет, снят по мотивам истории Луизы Орайол, героини книги «В поисках мистера Гудбара». Она в поисках любви и спасения от депрессии разрушала себя алкоголем и беспорядочными связями. Лариса Игнатьевна избежала подобной участи благодаря тому, что «вышла из игры» раньше, но такое развитие событий вполне могло быть для нее реальным.

Благодаря спектаклю «Вещь» в Театре «Суббота» все мы прошли по краешку судьбы одинокой девушки и смогли заглянуть в ее душу. И теперь, я надеюсь, каждый из нас с большей эмпатией отнесется к тем, кто находится рядом, дабы еще чья-то жизнь не была бы так рано оборвана в повисшем прямом эфире…