Душевный театр — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Душевный театр

Евгений Авраменко, Вечерний Санкт-Петербург, 5 августа 2019

«Суббота» первой из петербургских коллективов рассказала о ближайших планах.

Трое обаятельных молодых людей во дворике беспечно музицируют: один парень поет, играя на гитаре, другие ему аккомпанируют. Полукругом собрался народ. Но вдруг выходит милиционер, велит им убираться подобру-поздорову, а потом замечает и нас, собравшихся. Говорит, чтобы все оставались на местах, исчезает на секунду и вновь появляется —держа поднос с бумажными стаканчиками. С шампанским! Так Театр «Суббота» на Звенигородской, 30, начал встречу с журналистами —разговор о своем новом сезоне. Начал, весело поклонившись своему прошлому: и милиционер, «вдруг» появившийся посреди театрального действия с обращением к зрителям, и стаканчики с шампанским, которые им раздаются, все это было у Юрия Смирнова-Несвицкого, основателя и руководителя «Субботы» на протяжении полувека. Да и то, что театр встретил пришедших на свежем воздухе, сопряжено с его историей. Одна из легенд гласит: он начался с того, что артисты пробовали прыгать через лужи. «Окна, улицы, подворотни» называется один из знаковых спектаклей, поставленных Смирновым-Несвицким.

Обо всем этом можно прочесть в свежей — прекрасно собранной и изданной — книге к 50-летию театра, отмечавшемуся в прошлом сезоне. Он был насыщен событиями, горестными и радостными, определяющими путь. В ноябре ушел из жизни Юрий Александрович. А его «Суббота» отметила столь солидный юбилей: полвека — целая человеческая жизнь! А театр этот возник и существовал как студийный, Смирнов-Несвицкий по образованию театровед, занимался критикой, в свои пятьдесят стал доктором искусствоведения. Большой известностью пользуется его книга о Вахтангове, выпущенная в 1987 году в серии «Жизнь в искусстве». И «Суббота» наследует студийным поискам этого гениального режиссера. Лекция о Вахтангове была составной частью раннего «субботовского»спектакля, наряду с этюдами и песнями; он монтировался из заранее заготовленных «страниц», которые от одного представления к другому могли совершенно по-разному складываться, в том числе и по воле зрителей. Вообще «Суббота» в советские годы опробовала те формы, которые сегодня многие считают новшеством: это и выход спектакля за пределы театрального здания (site-specific театр), и непосредственный диалог со зрителями, и фрагментарное строение сценического действия, и его принципиальная незавершенность…

В новый сезон театр вступил с новым главным режиссером — Андреем Сидельниковым, поставившим в «Субботе» несколько спектаклей, включая недавнего «Ревизора». Приближение Гоголя к нашему времени (точнее, тут обаятельная игра с грубой фактурой лихих девяностых) не сделало действие плоским или вульгарным, как это иногда бывает при таком маневре. Очень выразительны актерские работы, буквально каждому артисту дано раскрыться; за роль Городничего Максим Крупский (кстати, тот самый милиционер) номинирован на высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит», лауреаты которой станут известны осенью. Другой спектакль, который тоже посоревнуется за эту премию, «Наш городок»Торнтона Уайлдера в постановке Александра Кузина, выдвинут за лучший актерский ансамбль. В пику лихому, дерзкому «Ревизору» это пронзительная и душевная работа. История одной семьи прослеживается в течение разных десятилетий, причем героиня показана не только в этой жизни, но и в потусторонней, где живы все когда-то покинувшие этот мир. Именно такой «Наш городок» — глубокий, щемящий, с завораживающим мистичным пространством художника Эмиля Капелюша и идеей о том, что смерти нет, что мы связаны с усопшими, которые продолжают любить нас на том свете… был так необходим «Субботе» в прошедшем сезоне.

Ближайшая премьера «Субботы» состоится 7 и 8 сентября — это спектакль Татьяны Ворониной «872 дня. Голоса блокадного Ленинграда» по разным материалам, связанным с самыми трагическими страницами в истории города. В планах на сезон, конечно, и другие постановки, в том числе продолжение спектакля Юлии Каландаришвили «Цацики идет в школу»по книге шведской писательницы Мони Нильсон-Брэнстрем. Идея поставить другую ее книгу о мальчике Цацики оправданна: спектакль и правда получился, это из лучшего в петербургском театре для детей за последние сезоны.

«Суббота» планирует расширить свое пространство. Ей отдали стоящий неподалеку флигель, где будет зал на 30 — 40 мест. «Микродраматический театр», как его шутя окрестили, благо что и Большой, и Малый драматические театры в Петербурге есть. А на цементном фундаменте во дворе, где артисты музицировали перед журналистами, раньше находился сарайчик, который снесли, с тем чтобы построить летнюю площадку для уличных представлений. «Внесценный» театральный формат «Суббота», напомним, опробовала давно. От ее традиций отталкивается и идея провести в конце наступившего сезона первый международный фестиваль импровизационного театра. Артисты станут играть перед зрителями, откликаясь на их задания, то есть сценическое действие будет ткаться по заветной формуле «здесь и сейчас».

В «Субботе» ведь никогда не отгораживались от зрителей «четвертой стеной», непосредственное обращение к аудитории, душевный разговор с ней — вот что всегда составляло специфичную эстетику этого театра. За это он был и остается любим своей преданной публикой. И новым зрителем тоже.