К нам приехал… «Ревизор» — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

К нам приехал… «Ревизор»

Газета «Наше время» (Новокуйбышевск), 15 сентября 2021

Режиссёр Санкт-Петербургского театра «Суббота» Андрей Сидельников с радостью согласился пообщаться с журналистами до спектакля, который привёз на фестиваль.

Классика — это всегда попада­ние в десятку, если за неё бе­рётся талант­ливый режиссёр. А посколь­ку спектакль «Ревизор» (16+) по хрестоматийной пьесе Николая Васильевича Гого­ля театра «Суббота» вошёл в лонг-лист фестиваля «Зо­лотая маска» 2020 года, мы даже не засомневались, что постановка обещает быть не только зрелищной, но и со­держательной.

Андрей Сидельников сразу же сделал компли­мент и нашему городу, и проходящему фестивалю, на котором он с интересом познакомился с постанов­ками коллег. И Денису Бо­курадзе, неподдельные лю­бовь и восхищение талантом которого неоднократно под­тверждали нестихающие аплодисменты.

Будучи новатором и че­ловеком, ищущим необыч­ные и современные возможности подачи классического текста, Андрей Сидельни­ков с удовольствием по­смотрел спектакли «Таня- Таня» (16+) и «Старший сын» (16+) в театре на Таганке, по­ставленные Денисом Боку­радзе. Питерцу оказалась близка театральная эстети­ка нашего режиссёра.

Мы поинтересовались у Андрея Николаевича, смо­гут ли школьники, впервые знакомящиеся с пьесой, не читая, изучить её на спек­такле театра «Суббота». Режиссёр, задумавшись, ответил отрицательно. На афише питерского «Ре­визора» стоят возрастные ограничения 16+. При прак­тически полном сохранении «родного» текста пьесы Го­голя режиссёр постарался перенести действие в совре­менные реалии.

И столичный мажор Хлестаков (Владислав Де­мьяненко) приезжает в крошечный провинциальный городок, совсем как у Нико­лая Васильевича. Все герои говорят почти тем самым языком, которым наделил их классик русской литера­туры. Вот только одеты пер­сонажи по-современному. Ведь на сцене у них XXI век. Мобильные телефоны, телевидение, гаджеты. И всё те же проблемы: казно­крадство, взяточничество, преклонение перед власть предержащими.

Что-то осталось в спек­такле очень по-гоголевски, но что-то привнесено режиссёром. Так, к примеру, А. Сидельников решил ещё более напряжённой сделать борьбу за внимание моло­дого гостя между женой городничего Анной Андре­евной (Екатериной Рудако­вой) и его дочерью Марьей Антоновной (Снежаной Со­коловой). По замыслу ре­жиссёра, они уже не мама с дочкой, а практически ровесницы, падчерица с ма­чехой.

Андрей Сидельников не скрывает своей искренней симпатии к главному герою, которого невольно перепу­тали с ожидаемым всеми проверяющим.

— Хлестаков — это та­кой весёлый парень, ничего и никого не боящийся. Аб­солютно безответственный, которому всё равно, с кем крутить роман, с дочкой или её мамой. Про таких гово­рят: без царя в голове. Он из любой ситуации выберется без особых потерь, — рассу­ждает Андрей Николаевич.

Главный секрет в наглом поведении заезжего гостя, который не испытывает ни перед кем пиетета, не ра­болепствует. По мнению го­родских чиновников, имен­но так и должны вести себя настоящие ревизоры. Это и позволило найти решение, что и как дальше «выстраи­вать» в действии на сцене.

— Мы смеёмся над про­исходящим в этом малень­ком городке. И зрителям предлагаем присоединиться к нам, — говорит режиссёр.

Честно говоря, журнали­сты, которые разговарива­ли с режиссёром до начала спектакля, были заинтри­гованы. Очень интересным показалось решение «осо­временить» Гоголя. Пере­нести его героев в наши дни. Тем более было забавно увидеть глазами режиссёра- авангардиста своих коллег- журналистов, которыми в питерском спектакле ста­ли представители мест­ных СМИ — Добчинский (Иван Байкалов) и Бобчин­ский (Григорий Сергеенко). Разносчики слухов, сами создающие скандальные информационные поводы: устроив пожар в гостини­це, тут же ведут прямую трансляцию с места возго­рания.

Правда, в результате новаторский спектакль- интерпретация гоголев­ского «Ревизора» не всем пришёлся по душе. Зрите­ли в Большом зале ДК, как говорится, голосовали нога­ми. Кто-то, едва досидев до антракта, ушёл домой. Это были, видимо, те, кому по душе классический театр. Но в основном досмотре­ли до конца, рассудив, что театр может быть разным. И такое прочтение Гоголя тоже имеет право на суще­ствование. Главный вывод: надо смотреть самим, не слушать ничьих суждений. Мы подписываемся под этим.

P.S. Продолжение сле­дует…