«Леха»: космический Дед о пользе жизнелюбия — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

«Леха»: космический Дед о пользе жизнелюбия

Эфендиева Наталья. Фонтанка.ру. 05 марта 2020

Театр «Суббота», драматург Юлия Поспелова, режиссер — Андрей Сидельников

Четыре года назад «Леха» Юлии Поспеловой участвовал в первой читке фестиваля «Пять вечеров». В форме ритмизованного монолога героиня рассказывает историю своего деда, которого под старость лет охватило неиспытанное прежде чувство — он наотмашь влюбился в энергичную соседку Любовь. Режиссер Андрей Сидельников, взявшийся за пьесу, распределил небольшой по объему текст (всего несколько страниц) между пятью актерами.

Одну из комнат административного помещения театра художник Мария Смирнова-Несвицкая превратила в квинтэссенцию советского позднего быта: обшарпанные обои, сервант, трюмо, шкаф, фотографии, вырезанные из журналов «Работница» и «Крестьянка», повидавшие виды ковры. Весь антураж не просто узнаваемый, он типовой, усредняющий. Такой можно было встретить едва ли не в каждой второй советской семье.

В начале спектакля тридцать зрителей рассаживаются на стулья вдоль стен. В центре за круглым столом собрались женщины в черном: жена Зинаида (Татьяна Кондратьева), дочка Лида (Дарья Шиханова), внучка Юля (Оксана Сырцова) и любимая женщина Любовь Ивановна (Анна Васильева). Собрались, чтобы вспомнить покойного. Звучит первая реплика, вторая и тут в дверях материализуется нелепый и смешной Дед (Анатолий Молотов). Героини будут выказывать друг другу претензии, припоминать старое, сводить счеты. О женатой дедовой жизни, несуразной смерти его жены, неустроенности их дочери узнаем у женщин.

Мужчина в это время накроет стол, сядет в кресло и тоже вернется мыслями к порядком истлевшему в памяти. Он грезил о космосе, но на орбиту отправился другой. Тогда Дед решил, что должен посмотреть на первого космонавта вблизи, и посмотрел! Эпизоды его воспоминаний обаятельны, но не умилительны. Лишь в финале режиссер Сидельников позволит сентиментальности возобладать. Актрисы (или все-таки героини?) зовут вместе с ними выглянуть в окна. От происходящего там напрочь перехватывает дыхание, и ясно понимаешь: никакие испытания не способны извести в человеке тягу к романтике и жизнелюбие. Если он сам от них не откажется.

Стоит ли идти на спектакль? Да. Возможно, кто-то пойдет из антропологического интереса, кто-то — по причине ностальгии, но в финале укол в сердце получат все без исключения.

Вы бы пошли на спектакль еще раз?
 Обязательно!