Любовь между мужчиной и женщиной — всегда борьба — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Любовь между мужчиной и женщиной — всегда борьба

Наталья Стародубцева, Арт-журнал Около, 15 декабря 2020

12 декабря на сцене театра «Суббота» состоялся премьерный показ спектакля Сергея Азеева «Отец» по мотивам одноимённой пьесы Августа Стриндберга, основоположника современной шведской литературы. Сын негоцианта и служанки, он через всю жизнь пронёс идею о неравноправии полов, заслужив репутацию женоненавистника и частые нападки агрессивных суфражисток. В творчестве Стриндберг равнялся на другого скандинава — Генрика Ибсена — и завидовал его популярности (даже написал новеллу «Кукольный дом» — своеобразный ответ Ибсену). Одна из ключевых идей писателя, которую он транслирует во многих произведениях — то, что счастливый брак возможен только в бедной (крестьянской) семье, где сферы деятельности супругов не пересекаются (например, муж работает на пашне, жена занимается домом). В богатых же семьях женам заняться нечем, и, по его мнению, они начинают выдумывать себе новые привилегии и «качать права».
Собственный неудачный брак и расстройство личности послужили толчком к написанию провокационных, так называемых натуралистических пьес, прославивших Стриндберга — это хорошо знакомые театралам «Фрёкен Жюли» и «Отец».

Несмотря на то, что в пьесе «Отец» действие происходит в 80-е гг. XIX века, актуальна она и в наши дни. Небольшой город, где все друг друга знают, успешная, уважаемая в обществе семья ротмистра (Андрей Гульнев) с красавицей женой Лаурой и послушной дочерью Бертой. Но Стриндберг яростно срывает маски с на вид счастливого семейства. Лаура (Ксения Асмоловская) ненавидит мужа и стремится от него избавиться, настраивая против него друзей, распуская слухи о его болезни. Ротмистр же вообще не обращает внимание на жену, ограничивая общение выдачей денег на расходы. Любил ли он когда-нибудь Лауру или просто хотел обладать и подчинить волю красивой женщины? По словам ротмистра, он натерпелся от всего женского рода — матери, сестры, первой возлюбленной.
Любопытно, что Стриндберг не дал своему герою имени — возможно, потому что он воплощает в этом персонаже самого себя? Созвучен «Отец» и с другим произведением писателя — «Исповедью безумца», в котором Стриндберг рассказывает о своём бракоразводном процессе и о коварстве жены, вступившей в заговор с окружением, чтобы выдать его за безумца. В романе он, словно адвокат, выступает в защиту себя и своего брака. Инсценировка «Отца» временами тоже напоминает суд, но больше — реалити-шоу (с экраном, на котором появляются титры «Аплодисменты» и «Осуждающий гул») с ведущим — доктором Эстермарком, которому ротмистр и Лаура попеременно высказывают свою точку зрения, пытаясь оправдаться.

Андрей Гульнев мастерски создаёт образ человека доброго, рассеянного, увлекающегося идеями и не замечающего того, что творится под носом. Его самоуверенность, некое самодовольство и власть над женой испаряются, когда она сеет в нём сомнения в отцовстве дочери. Сомнения перерастают в муки и паранойю — и вот уже перед зрителями — человек, способный ударить жену и… выстрелить в собственную дочь!!!
Интересно появление в спектакле новых персонажей — это чайки и утки! Да, создатели решили обратиться к миру фауны, подсмотреть, хранят ли птицы верность, участвуют ли самцы в воспитании птенцов? А чайка и селезень, в свою очередь, натерпевшись от независимых самок, которые прогоняют их и высиживают яйца сами, с ужасом смотрят на людей — такая изобретательная жестокость свойственна только человеческому миру.

Грустно, что больше всего страдают от войны полов те, кого безумно любят обе стороны — дети. Весь спектакль не покидает острая жалость к Берте, которая молча страдает, жалея и мать и отца. И гораздо ценнее было бы не обвинять в коварстве женщин (в конфликте всегда виноваты обе стороны), а напомнить о том, что случается, если родители в пылу ссор забывают о своих детях (как, например, в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь»). Но это уже другая история.