На острие — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

На острие

Фрагмент статьи сайта Летающий критик. О спектакле «872 дня. Голоса блокадного города». 3 ноября 2020

Наталия Эфендиева (Санкт-Петербург)

«872 ДНЯ. ГОЛОСА БЛОКАДНОГО ГОРОДА». САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТР «СУББОТА»

«Блокадный текст» по-прежнему остается темой периферийной и мало разработанной в новейшей отечественной культуре. Даже в городе, ставшем местом катастрофы, не так часто можно увидеть спектакли на тему Блокады. В советское время этот «текст» активнее всего разрабатывался в художественной литературе (подробнее читайте в монографии историка Татьяны Ворониной «Помнить по-нашему»). В результате сформировалось конкретное и весьма устойчивое восприятие событий 1941–1944 годов, происходивших в Ленинграде. Дожившие до нашего времени без особых изменений коллективные представления о Блокаде изредка пытаются не то чтобы разрушить или уничтожить… для начала хотя бы отступить от канона. Год назад режиссер Татьяна Воронина выпустила в театре «Суббота» спектакль «872 дня. Голоса блокадного города» по книге Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Постановка сделана аккуратно, даже, я бы сказала, осторожно. Но что было чрезвычайно важно для меня, здесь нет придыхания, унылого пафоса, экстатического надрыва и тому подобного в адрес тех, чьи голоса благодаря замечательным актерам звучат негромко, но пробирают насквозь. Хотя, уверена, это весьма непросто — не начать петь осанну ленинградцам и повально их героизировать. Жители фиксировали экстраординарность, немыслимость происходящего и постепенное исчезновение этого свойства: смерть, голод, холод становились явлениями будничными, привычными, и от этого еще страшнее. Но как раз такие документальные свидетельства, выносимые в публичное и при этом неофициальное поле и репрезентуемые в определенной художественной форме, расшатывают общепринятые коллективные установки, не позволяя им закостенеть.