Настоящий праздник: как в Петербурге вручали «Золотой софит» — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Настоящий праздник: как в Петербурге вручали «Золотой софит»

Марина Алексеева. газета «Петербургский дневник», 2 ноября 2021

На сцене ТЮЗа имени А. А. Брянцева даже не думали обыгрывать темы ковида, масок и QR-кодов.
Вручение Золотого софита – высшей театральной премии Санки-Петербурга – важнейшее событие в культурной жизни города. А сама торжественная церемония, обрамляющая награду, событие долгожданное и радостное даже для тех, кого нет ни в списке номинантов, ни тем более в числе лауреатов. Поэтому кто бы и что ни говорил по поводу самой церемонии или жюри, люди театра каждый год собираются вместе, чтобы красиво отметить этот праздник, полный сюрпризов, слез радости и искреннего веселья.

На сцене ТЮЗа

В этом году, как и много лет назад, гостей «Золотого софита» принимал ТЮЗ имени А. А. Брянцева. А в роли незримого хозяина, точнее режиссера праздника, выступил Андрей Сидельников, главный режиссер театра «Суббота», который в прошлом году был назван лучшим.

Ожидавшие от церемонии обыгрывания темы ковида, масок и кьюаркодов были разочарованы. Действо со вручением заветных статуэток было ярким, красивым и остроумным.

Кто-то из награжденных шутил, что, выходя на сцену ТЮЗа, чувствует себя как в детстве при первом культпоходе в театр. Кто-то снимал на видео собственное награждение, чтобы потом переслать его своим родителям. А кто-то благодарил семью, режиссера и даже Чехова, за роль в пьесе которого получил премию.

Сотня лучших

А наград было немало. Премии присуждались в четырех категориях: драматические, музыкальные театры, театры кукол и негосударственные театры. В каждой из них было несколько номинаций. Призы вручали лучшим исполнителям женской и мужской роли, роли второго плана, лучшему актерскому ансамблю, лучшему художнику и видеохудожнику, а также за лучший спектакль малой и большой формы.

Одну категорию от другой отделяли музыкальные номера и строгий голос ведущего, напоминавшего о регламенте в одну минуту. Любителей поговорить останавливала симпатичная панда, которая в случае затянувшейся речи выходила на сцену и напоминала оратору о времени.

Премии лауреатам вручали известные люди Петербурга. Так, заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева отметила, что в Петербурге более 100 театров и коллективов, которые сохраняют традиции классического театра и в то же время предлагают на суд публики новое прочтение классики, а также современные постановки.

«Но самое главное, что петербургский театр востребован и очень высоко оценен. Наши театры, и когда выезжают за границу, и дома, всегда имеют аншланг… А «Золотой софит» не только подсвечивает таланты, но и заставляет нас, зрителей, обязательно прийти на спектакль», – сказала Любовь Совершаева.

Театр в нас

Вместе с Николаем Буровым она вручила премии Номинационного совета авторскому коллективу международного выставочного проекта «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» (Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.»).

Принимая награду, директор Музея театрального и музыкального искусства, худрук этого фестиваля Наталья Метелица отметила, что награда за экспозицию вручается впервые за всю историю «Софита». А второй лауреат этой награды Сергей Дрейден, который получил ее «За многолетнее служение профессии и вклад в театральное искусство Санкт-Петербурга», был краток и просто поблагодарил всех «за театр в нас».

Награды победителям вручали Наталья Пахомова, ректор РГИСИ, из стен которого вышло немало известных актеров и режиссеров, и оперная дива Олеся Петрова, блистающая на сцене Михайловского театра, актриса и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова и другие медийные лица.

Символом петербургской культуры назвал «Золотой софит» вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский.

«Мне очень приятно видеть в зале так много знакомых лиц. Спасибо за то, что мы год от года имеем право называться культурной столицей», – подчеркнул он.

Достоевский нас помучил

Ну а главными героями вечера, конечно, стали его лауреаты. Назовем лишь нескольких.

Так, лучшим оперным спектаклем стала «Снегурочка» в Мариинском театре. Лучшим балетом большой формы – «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» в театре Бориса Эйфмана. Приз за лучшую мужскую роль в категории «драматический театр «получил Иван Трус (спектакль «Товарищ Кисляков» на Новой сцене Александринского театра). А лучшей актрисой в этой категории стала Наталья Парашкина, сыгравшая в спектакле Балтийского дома «Волки и овцы» роль Мурзавецкой.

Сюрприза в номинации «Лучший спектакль большой формы» среди драматических театров не случилось. Награду получил Малый драматический театр – Театр Европы за спектакль «Братья Карамазовы» в постановке Льва Додина.

Артисты признались, что репетировали его четыре с половиной года, но оно того стоило. А принявший «Золотой софит» Лев Додин, поблагодарив жюри, честно сказал, что это решение ему нравится.

«Спасибо нашему художнику Александру Боровскому, без которого не было бы этого спектакля. Спасибо артистам и их родственникам, которые выдержали этот марафон. И, наконец, большое спасибо Федору Михайловичу Достоевскому, который нас изрядно помучил за эти годы. Но мне кажется, что мы не остались перед ним в долгу и тоже порядком помучили его»», – под аплодисменты зала заключил Лев Додин.

Добавим, что с полным списком лауреатов можно ознакомиться на сайте «Золотого софита».

Ранее «Петербургский дневник» сообщал, что лауреатов премии и обладателей специальных наград за многолетнее служение профессии и вклад в театральное искусство Петербурга поздравил губернатор Александр Беглов. Подробнее читайте здесь.