Негероический герой — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Негероический герой

Георгий Тоталь-Ковач, журнал «Петербургский театрал», апрель-май 2021

Актерский портрет Владимира Абрамова.

 

Одна моя простодушная приятельница, являющаяся поклонницей театра «Суббота», ибо это «театр очень душевный», после спектакля «Митина любовь» долго не могла поверить, что актер, играющий извращенца-убийцу в новелле «Пятнистые уши» и придурковатый староста, уговаривающий Митю обратить внимание на доступную девку Аленку, – это одно и то же лицо. Она не верила ни мне, ни программке, ни абсолютно очевидному физическому облику актера – ведь он менял только костюм, практически не употребляя грим в своих перевоплощениях. И когда я, пользуясь своим знакомством с некоторыми артистами театра, подвел ее к Владимиру Абрамову, и он самолично, с улыбкой подтвердил этот факт, она погрустнела и притихла. На мой вопрос, в чем дело, она ответила, что не понимает, как этот доброжелательный и вежливый человек может превращаться в столь омерзительного персонажа «без подготовки» несколько раз за короткое время. По ее мнению, для такого серьезного преображения любому артисту требуется долгое «вхождение» в роль, а потом «выход» из роли.

Нельзя, конечно, забывать о специфике и принципах театра «Суббота», выросшем из любительской студии. В 60–70 годы прошлого столетия здесь утверждались свободные, импровизационные формы, где «все» играют «всех», лихо экспериментировали с классикой и вовлекали зрителя в игру, устраивали хепенинги и уличные представления. Художественный метод создателя «Субботы» Юрия Смирнова-Несвицкого восходит к вахтанговской «Принцессе Турандот», в которой ироничные «выходы» из роли наряду с актерской искренностью и правдой переживания были эстетическим законом.

Владимир Абрамов поистине «субботовский» актер, с юности впитавший дух «Субботы». Однако у него есть и свои персональные секреты «актерской простоты», органичности и мобильности в любых сценических обстоятельствах. Один из секретов – отдельная от «Субботы» творческая биография артиста и, безусловно, школа Зиновия Корогодского. Абрамов учился в период расцвета Ленинградского ТЮЗа и, как все студенты, принимал участие в легендарных постановках «Открытый урок», «Наш цирк», «Наш, только наш» Зиновия Корогодского, Льва Додина и Вениамина Фильштинского.

И с распределением молодому артисту очень повезло – он поехал работать в Рижский Молодежный театр, имевший в те годы невероятную популярность и возглавляемый Адольфом Шапиро. В театре, помимо Шапиро, ставили спектакли Анатолий Васильев, Павел Хомский, Николай Шейко, Феликс Дейч. Общение с театральными мастерами не прошло бесследно для восприимчивого молодого человека – бацилла режиссуры отравила, а с возрастом и опытом дала свои результаты.

Большинство детских спектаклей, игравшихся на площадке театра «Суббота» и идущих ныне – авторства Владимира Абрамова. Это веселые и ностальгически милые «Денискины рассказы», ироничное представление по Зощенко «Мама, папа, сестренка и я», философски осмысляющее мир «Удивительное путешествие кролика Эдварда» по мотивам сказки Кейт ДиКамилло. Это «Герои и Боги», знакомящие наших детей с основами «цивилизации и культуры» по мифам Древней Греции. Или, например, спектакль «Недопёсок Наполеон III» по повести Юрия Коваля – притча о нашей жизни, о стремлениях каждого живого существа к свободе, о поисках своего пути. Режиссер сам пишет инсценировки, находя в любом материале остроту современного звучания и мудрость без назидания. Владимир Абрамов – один из тех взрослых, что не утратил детского понимания мира и может выразить это понимание в увлекательных, оригинальных сценических формах. По высказыванию критиков, решения режиссера «поражают изобретательностью и легкостью», их отличает «тонкий и ненавязчивый вкус». На постановки Владимира Абрамова «хочется прийти снова и снова: именно здесь дети могут почувствовать себя взрослыми, сопереживая героям-ровесникам в их приключениях, а взрослые – снова детьми, окунаясь в историю на сцене, как в собственное детство, несомненно, самое лучшее и счастливое». Практически каждый его спектакль является лауреатом фестивалей «Театры Санкт-Петербурга – детям» и прочих фестивалей, как за режиссуру, так и за работы актеров, играющих в спектаклях.

Сама личность Владимира Абрамова, несомненно, очень значима для театра «Суббота», недаром основатель, режиссер и драматург Смирнов-Несвицкий создал даже такой образ «Абрамов» – в пьесах «Томление души Риты В.» и «Лунный пейзаж». Пожалуй, это единственный театр, где сами участники коллектива становились прообразами героев. В спектакле «Лунный пейзаж» Абрамов, играя самого себя, актера Абрамова, не боится быть нелепым, смешным – одетый во фрак и растянутые треники, стирает в тазике собственные носки и, как все актеры, мечтает стать «титаном», получить большую, главную роль в жизни. Обладая характерной внешностью и подчеркивая «негероические» свои черты, он при этом, зачитывая строки из своего дневника, становится именно героем, ангелом-хранителем маленького театрика «Лебедь Белый» и его закулисья. В этой роли, как и во многих других, виден творческий диапазон артиста. Блестящий комик, владеющий фарсовыми, гротескными приемами, он, играя генерала в «Свадьбе с генералом» по мотивам произведений Чехова, поднимается до трагических высот переживаний «лишнего», ненужного человека, оказавшегося за бортом жизни.

Сегодня Владимир Абрамов – один из ведущих артистов театра «Суббота». Каждая его роль, будь она даже эпизодической, восхищает мастерством и способностью актера выразить нечто большее, чем просто характер.

Суетливый, мелко мыслящий, но жаждущий «творить историю» Саймон Стимсон из «Нашего городка» в постановке А. Кузина, он заканчивает свою жизнь самоубийством, и предчувствие этого драматического финала зарождается непостижимым образом в его сбивчивой речи, в попытках привлечь внимание к своей «недооцененной» писанине.

Совершенно другого рода драматизм возникает в роли Леонато, губернатора Мессины, «Много шума из ничего» в постановке Галины Ждановой. И гнев, и растерянность, и боль, и даже притворную отцовскую скорбь по якобы умершей дочери переживает человек благородный, осознающий свою ответственность за все, что происходит в Мессине.

«По-европейски элегантный делец Кнуров» в «Вещи» по «Бесприданнице» Островского (постановка А. Сидельникова) умен, сдержан, подчеркнуто обходителен, но сквозь эту учтивость проступают, по слову критика, – «мефистофельевские черты». Он, словно хищник, затаившись, выжидает момента, когда жертва ослабнет, чтобы нанести смертельный удар. И не может скрыть досады, когда понимает, что Лариса ему не достанется, – но это досада скорее даже не уязвленного мужского самолюбия, а именно дельца, не получившего ожидаемой прибыли.

Владимира Абрамова можно отнести к редкой сегодня категории интеллектуальных актеров, он многопланов, разносторонен, образован, остроумен и чрезвычайно интересен – как на площадке, так и в жизни. А еще он мастер озвучания, его голосом рассказывают об искусстве добрая половина аудиогидов Эрмитажа. Хочется пожелать Владимиру Абрамову новых творческих свершений, достойных ролей и бенефиса в родном театре!