Отец и чайки — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Отец и чайки

Отец и чайкиОтец и чайкиОтец и чайкиОтец и чайкиОтец и чайкиОтец и чайки

28 декабря 2020 Il`dar Alexandrovich (2dar)

Знаете, сейчас почти на всех видеоплеерах есть возможность изменить скорость просмотра видео: 0,75х, 1,25х, 1,5х, и т.д. Я рефлекторно искал такой ползунок, находясь в зрительном зале «Субботы» на премьерной постановке Сергея Азеева «Отец». Мне очень хотелось, чтобы, нет, не сюжет, а именно речь актёров замедлилась.

Это бескомпромиссная контрфеминистская постановка  – что само по себе в наше время уже смело. Три разных линии действия полностью разошлись с моими ожиданиями. Разбираемся, что произошло. В кратком анонсе к спектаклю говорится, что он про отношения между мужем и женой и поставлен по произведениям скандинавского драматурга Августа Стриндберга. Я и ожидал увидеть психологическую драму в классическом исполнении. Но с первых секунд на зрителя налетают «птицы-монахини», которые оперой (!), потом рэпом, начинают выяснять отношения о равенстве своих птичьих полов: «Надо бастовать, надо бастовать…». Здесь интересно всё. Это прямая отсылка к рассказу Стриндберга «Чайки», в котором тема взаимоотношений полов раскрыта на примере пернатых. Образ же католических монахинь, очевидно, подобран, чтобы показать, что «в овечьей шкуре» самок прячется настоящая волчица (католических, видимо, чтобы не затронуть чувства верующих. Шутка. Их форма одежды походит на чаек).

Дальше приходит черёд второй линии, уже классической – той самой психологической драмы. Но она прерывается третьим приёмом – перевода действия в режим съемки ток-шоу. И так эти линии постепенно начинают переплетаться всё чаще и глубже и, конечно, объединяются в финале.

Что хотел сказать автор? Дурацкий вопрос. При всей хитроумности сложного постановочного решения смысл прост. Как пел Юрий Антонов: «Берегите женщин, берегите женщин, женщин берегитесь!». Мать семейства Лаура (Софья Андреева) сыграна нарочито коварной и беспощадной альфа-самкой. Феминистки, вы отстаиваете права женщин? Серьёзно? От таких Лаур не только мужчин, а сам мир спасать нужно. То есть дело-то вовсе не в том, какой у человека пол. Вот такой градус задал режиссёр.

Основная сюжетная линия, считывается сразу и без затруднений, но монахини-птицы, ток-шоу сбивают непросвещённый взгляд. И вот за это, за пост-просвещение осмысление увиденного, я и люблю нетрадиционные постановки. Поэтому в своем рейтинге «Золотой апельсин» за инсценировку я поставлю 10 баллов из 10. А вот за режиссёрскую работу – 8 из 10. Скорость просмотра, аллегоричность — чуть больше, чем следует – немного снижает балл. Ранее я был знаком с творчеством Сергея как актёра – отличный моноспектакль «Сибирь» — его режиссёрская работа удалась.

Актёры. Главный герой – Ротмистр – Андрей Гульнев. Его супругу Лауру, как уже называл, играет Софья Андреева. Берта, их дочь – Валерия Ледовских. Хорошие работы. В целом всем актёрам 10 из 10.

Сценография, костюмы, реквизит. Отлично обыграли неудобный узкий и длинный зал театра, замаскировали колонны, добавили глубины, добились разнообразия мизансцен. 6 из 6.

Свет. В первой птичий сцены, которая необычна сама по себе, добавлены ультрасовременные светодиодные светильники – в купе смотрится очень здорово. Хороший, разнообразный свет. 6 из 6.

Звук. Не считая оперной и рэперской вставки более ничего не обычного не было. 5 из 6.

Итого: 9,6 долек.