Право на убийство — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Право на убийство

Алла Игнатенко, арт-журнал «Около», 11 января 2023

Я люблю странные спектакли по Достоевскому, поэтому 11 января в компании старшеклассников оказалась в пространстве театра «Суббота» «Флигель», чтобы увидеть «Родькин чердак». Режиссёр Владислав Тутак создал страшный, некомфортный, громкий и тёмный спектакль о потаенных уголках человеческой души. Достоевский написал о том, что самые гнусные и бесчеловечные преступления можно подвести под какую-нибудь теорию, пусть нелепую и нелогичную. Бумага, интернет и зрители федеральных каналов всё стерпят.

Пронзительна игра Ивана Байкалова (Родион), он все больше тонет в болоте безумия, нищеты, ненависти. Демоны шепчут ему: «Убей, убей», и Родя начинает верить, что Алёна Ивановна не имеет права на жизнь. Этот герой не кажется плохим человеком: он — продукт среды, развращенного общества, в котором пьяный убивает лошадь ради развлечения, а отец отдаёт дочь в публичный дом. Я всегда рассматриваю русскую классику через призму женских персонажей: слишком они бесправны и беззащитны, их продают и покупают, как вещь. Для меня акцент в «Преступлении и наказании» смещается на Соню Мармеладову, единственного настоящего человека. Но и её переламывает грубая нищая жизнь: она идет по жёлтому билету, но все равно остаётся чистой.

Спектакль интересен тем, что в нем используются элементы кукольного театра: и Соня, и Мармеладов, и мать Родиона, и его сестра, и остальные персонажи — это куклы. Мы смотрим, как они смеются над нами на чердаке, пугают нас. Куклами управляют: Станислав Демин-Левийман (он отвечает за куклу и в премьере Сергея Азеева «Саша, не бойся»), Владислав Демьяненко (в финале он спускается к зрителям и общается с Родионом вживую, Свидригайлов начал допрос), Артем Лисач, Анастасия Полянская, Кристина Якунина.

«Родькин чердак» — красивый, стильный, тревожный и щемящий спектакль. Федор Достоевский в 1866 опубликовал «Преступление и наказание», будто сказав: «Человечество, одумайся. Никто не имеет права решать, кому жить, а кому умереть». Но никто его не услышал, войны продолжаются, люди убивают друг друга так, словно за это не придётся отвечать. Может, они Достоевского не читали? Пошла перечитывать роман.