Пётр Шерешевский: «Режиссура – это процесс поиска» — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Пётр Шерешевский: «Режиссура – это процесс поиска»

Дарина Львова, арт-журнал «Около», 26 августа 2022

24 августа в театре «Суббота» стартовал новый цикл программ «Среда в „Субботе“», и первым гостем стал известный петербургский режиссер Пётр Шерешевский. Встреча проходила в формате душевной беседы о жизни и театре, диалога со зрителями, с ответами на подчас неожиданные вопросы. В роли ведущего выступал заведующий литературной частью театра Владимир Кантор.

Пётр Юрьевич – не только режиссёр театра и кино, но и драматург, писатель. В 1996 году он окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по кафедре режиссуры (мастерская профессора И. Б. Малочевской), и сейчас активно ставит спектакли не только в родном Петербурге, но и по всей России. Многократно его работы становились победителями различных театральных фестивалей, а также были номинированы на главную театральную премию страны «Золотая маска». Восьмой год подряд он является главным режиссером Камерного театра Малыщицкого.

В августе Шерешевский приступил к репетициям спектакля «Опера нищего» по собственной пьесе (в основе сюжета балладная опера Дж. Гея), премьера которого запланирована на сцене «Субботы» на 22-23 октября. Но про грядущую постановку, на удивление, речь почти не шла, и большая часть беседы была посвящена разным периодам творчества Петра Юрьевича.

В рамках встречи режиссёр рассказал о том, как он пришёл в профессию, о семье, о годах учёбы в академии, о том, что он считает себя плохим актёром, а также о причинах натянутых отношений с Юрием Бутусовым. Было любопытно узнать какие-то личные моменты из жизни Шерешевского, но особенно интересно было послушать его рассуждения о выборе материала для спектакля, о современной драматургии и работе с актёрами. Например, он признался, что старается в процессе репетиции максимально вытягивать личность артиста на диалог, на собственные проявления. И если роль далека от него, то он скорее начнёт ломать обстоятельства роли под психофизику человека, и самого артиста будет просить подламывать её под себя. То есть раньше режиссёр ломал артистов, а теперь режиссёр ломает роли.

Разумеется, не обошлось без разговоров о Станиславском, о «старой» и «новой» школе, о том, что «режиссура – это процесс поиска, режиссура – это путь в неведомое, искусство – это попытка осознавания сегодняшнего времени и в его этическом, и в его эстетическом смысле».

Очень честно Пётр Юрьевич рассказал о своём ощущении успеха и востребованности. Что не считает себя успешным режиссёром, особенно в столицах, но признаёт, что некая репутация у него есть, что позволяет сейчас не ставить то, что он не хочет.

«Среда в „Субботе“» была похожа на дружескую тёплую встречу, где удалось немного больше узнать про Шерешевского, про его познание жизни через искусство («Искусство – это всегда не ответы, а вопросы»), об увлечении литературной адаптацией текстов, которые он ставит. Это были посиделки с налётом неформальности, где каждый мог спросить что угодно и получить развёрнутый комментарий с отсылками к философам и к историям из жизни. А закончилась беседа тем, что несколько зрительниц попросились поприсутствовать на репетициях ставящейся «Оперы нищего». Пётр Юрьевич не возражал.