Ревизор едет в Березники — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Ревизор едет в Березники

Российская газета, 19 августа 2021, №189

Инесса Суворова, Пермь

Город Березники с населением чуть более 130 тысяч человек стал местом притяжения театралов. Зрители увидели спектакли из программ фестиваля «Золотая маска» «Цацики идет в школу» в постановке Юлии Каландаришвили и «Ревизор» в прочтении Андрея Сидельникова.

Оба спектакля — детища санкт-петербургского театра «Суббота». В рамках программы фестиваля «Лучшие спектакли в городах России» их увидят не только жители Пермского края, но и других малых городов страны.

Для пермяков фестиваль «Золотая маска» знаком и любим: пермские постановки неоднократно становились лауреатами, здесь выступали и победители фестиваля из других регионов. Однако до Березников «Маска» добралась впервые, и для города это стало большим событием.

Впрочем, и для гостей встречи с новыми зрителями оказались волнующими. Как отметил главный режиссер театра «Суббота» Андрей Сидельников, жители маленьких российских городов — это особая публика. А «Ревизор», «обкатанный» и тепло принятый в Москве, еще никогда не был показан в «глубинке».

— Люди, живущие далеко от столиц, с моей точки зрения, другие, более цельные, они имеют простой и внятный «фундамент», — пояснил режиссер. — Если смешно, они смеются, если грустно — плачут. И если что-то им не нравится, то тебе об этом обязательно скажут.

И уже с первых минут спектакля стало понятно, что волнения напрасны: зритель мгновенно включился в происходящее на сцене. Тем более что там все было узнаваемо — стол для заседаний, микрофоны, бутылки с минералкой, таблички с именами участников пресс-конференции: городничий Сквозник-Д. — и далее по списку, знакомому со школы. А вот начали подтягиваться и герои событий, их встречает суровый приказ: «Сдаем телефоны!» — и они опускают свои гаджеты в пластиковую коробку.

Особо стоит упомянуть о Бобчинском и Добчинском. Они органично вписались в изменившуюся реальность: создали телекомпанию и ведут программу «Эээ с Петрами Ивановичами». В общем, делают то же, что и двести лет назад — собирают сплетни и разносят их. Но теперь с помощью телетехники.

Кажется, в спектакле не изменена ни одна фраза авторского текста. Разве что жена унтер-офицера, которая «сама себя высекла», упоминается как пикетчица, стоящая с плакатом у мэрии. Да дядя, к которому нужно срочно ехать Хлестакову, не просто болен, а так болен, что и «запахов никаких не чует».

Конечно, дочь и жена Городничего проводят досуг в тренажерном зале с сауной, и обе выглядят так, что не отличишь, кто мать, кто дочь. Владислав Демьяненко в роли Хлестакова великолепен. Трансформация от жалкого должника до сановного вельможи показана ярко и опять же узнаваемо. Остается ощущение, что сегодня таких молниеносно вырастающих из пустого места героев куда больше, чем было при Гоголе.

В этом спектакле все прекрасно, начиная от фразы «Господа, я собрал вас…» до титра «Немая сцена» на заднике сцены. И даже в лучших чеховских традициях в конце «выстрелило ружье»: пригодился большой дисковый телефон, который в начале спектакля не поместился в пластиковую коробку. Именно по нему позвонил Христиан/а Иванович/на Гибнер, врач, который в этой версии «Ревизора» прикидывался женщиной, но, как и у Гоголя, не говорил по-русски. Такого звонка в первоисточнике, конечно, не было, зато возникает новый поворот в поисках ответа: «Русь, куда ж несешься ты?».

Зрители аплодировали стоя. Как отметила генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина, зачастую в успехе заложена немалая доля восприятия спектакля публикой. Иногда именно зрители дают спектаклю нужную окраску, выпуская его в настоящую, долгую жизнь.

Именно поэтому дирекция фестиваля, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, сохранила в гастрольном туре все 13 запланированных городов. Весной региональная программа началась с проекта «Достоевский и театр» в Омске. А с начала лета фестиваль уже побывал в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Осенью гастроли продолжатся в Ульяновске, Новокуйбышевске, Петрозаводске, Костомукше и Череповце, где проекты «Золотой маски» давно стали важным элементом культурной жизни. Впервые показы пройдут в Салехарде и Уфе. Уникальным станет проект в Новосибирске, который «Золотая маска» проведет совместно с международным фестивалем «Хаос».