«Ревизор» на «Золотой маске» — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

«Ревизор» на «Золотой маске»

«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»«Ревизор» на «Золотой маске»

Гульнара Алиярова, 25 февраля 2020 г.

А помните такой эпизод из нашей реальной жизни лет так 15 назад: в Твери должны были быть выборы губернатора. Претендентами были: один- из числа известных управленцев. Второй- бывший (хотя, почему бывший?) бандит, самый вероятный кандидат. И вот, нет – вдруг, …незадолго до выборов, «неизвестно откуда», приехали в город два грузовика (автобуса?) с людьми в масках и с автоматами, которые «положили» всю бандитскую элиту города на сходке.
Сегодня вспомнила про это на спектакле «Ревизора» Театра «Суббота», который привезли на «Маску+». Там такой финал просто: всю шайку городничего отстреливает некое лицо, которое все время, с самого начала, присутствовало на сцене. Извините, что спойлерю, но без этого финала спектакль для меня был бы невыносимым, непосильным. При том, что он невероятно смешной. Мы так «хохотались»! Но режиссер создал такую удивительную штуку, что смех оставался на поверхности, а трагический реализм возникал на ощущении подтекста. Для меня это- идеальный спектакль.
Пишут, что сам Гоголь был недоволен первой постановкой «Ревизора», был зол и вскоре вообще уехал из России в Италию. Возмущался, что писал реальную обличительную историю, а ее превратили в водевиль. Возможно, это действительно так, и артисты, в самом деле, просто боялись связываться с властями. Известно, правда, и то, что Николай 1-ый пьесу прочитал и высказал недовольство, но Жуковский ему внушил, что это безобидная комедия. Сделал вид или поверил – вопрос. Но деньги из писательского «общака», который финансировал сам император, Гоголю на чужбине втихаря выделял Тургенев, потому как официально Гоголю было отказано.
Режиссёр Андрей Сиденьников превратил «Ревизора» в чёрную комедию. Невероятно стильную и органичную авторскому тексту. Актуальные текстовые вплетения сделаны так талантливо, что места перехода почти незаметны.
Меня всегда восхищала красота языка Гоголя (выходца не просто из глубинки, а из национальной глубинки), который писал на русском, а не на украинском языке. Дописывать текст такого автора- тоже талант. На мой вкус, на мой слух, авторы постановки сделали это просто потрясающе. Кажется, я никогда еще не видела такой спектакль, где так откровенно и прямо высмеивались политические обстоятельства нашей жизни. Обычно все-таки режиссеры и драматурги делают это завуалированно.
За музыкальное оформление – отдельный респект. Точнейшее попадание. Андрей Сидельников говорит, что в Москве (а это второй показ) и в Питере залы по-разному реагируют на песню «Москва, почем звонят твои колокола» Шнурова в исполнении Хлестакова. Москва замирает, а Питер ржёт. Не знаю, как другие зрители, но я тоже замерла: мне стало не по себе от ужаса и осознания, как же истерзала страну политическая власть.
О, Хлестаков! Какая восхитительная трактовка, которая держится на органике исполнителя- Владиславе Демьяненко, актере из Белоруссии, как оказалось. Ребята, это надо видеть!
Какой городничий – Максим Крупский?! Такой типаж я просто знаю в реальной жизни. Видела в такой же примерно ситуации.
Актуальное «вписывание» спектакля в нашу жизнь вызвало у меня жутчайший эффект – ощущение подавленности из-за невозможности избавиться от властного зла в стране. И тут произошел «отстрел». Конец морока, этого, конкретного. Катарсис! Пусть на время, пусть только на сцене, зла не стало, они все умерли, исчезли.