«Ревизор» театра «Суббота» — такого Гоголя вы ещё не видели! — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

«Ревизор» театра «Суббота» — такого Гоголя вы ещё не видели!

Канал«Буянова о театре и кино», 16 сентября 2022

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» написана в далёком 19м веке, но, думаю, нет ни одного человека в русскоязычном пространстве, который бы не был знаком с этим произведением. На протяжении многих лет этот сюжет вдохновляет творческие умы на переосмысление и собственные трактовки оригинала. Вчера я посмотрела одно из таких нестандартных прочтений — спектакль «Ревизор» театра «Суббота». Спешу поделиться впечатлениями.

Театр «Суббота» гастролирует в Москве. Спектакли идут на Другой сцене театра «Современник»

Театр «Суббота» гастролирует в Москве. Спектакли идут на Другой сцене театра «Современник»

«Суббота» — Санкт-Петербургский театр, основанный в 1969 году. На родине этот театр очень любят, на все спектакли билеты раскупаются со скоростью света, и потому кто не успел, тот опоздал. Так, будучи летом в Петербурге, опоздала и я, и потому очень обрадовалась, когда увидела, что в сентябре театр приезжает в Москву. Да ещё и с одним из самых знаковых своих спектаклей, который мне очень рекомендовали.

Призы и награды спектакля «Ревизор» театра «Суббота»:

Лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Спектакль открыл программу «Маска плюс» в Москве 2020 г.

Диплом «За лучший актерский ансамбль» Всероссийского театрального фестиваля «Фабрика Станиславского» в Москве 2019 г.

Благодарственная грамота Губернатора Санкт-Петербурга 2019 г.

Номинация «Лучшая мужская роль» на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2019 г. артиста Максима Крупского за исполнение роли Городничего

Участник Театрального фестиваля Фонда Михаила Прохорова «Театральный синдром» в Красноярске в 2021

Участник региональной программы фестиваля «Золотая маска» 2021-2022

Список, без сомнения, впечатляющий. Настраивает на то, что перед нами, как минимум, многообещающее и оригинальное прочтение классики. Опять же, если посмотреть перечень других спектаклей этого театра, ясно, что обращение к Гоголю здесь явное исключение, а не правило. Впрочем, удивляться нечему: «Ревизор» очень любим в театральной среде, и, во многом, именно благодаря огромному количеству постановок классическая социальная сатира от великого писателя остаётся вечной и нетленной даже для тех поколений зрителей, которые не очень любят читать книги.

Из программки

Из программки

Я не могу отнести себя к поклонникам Гоголя, у меня довольно двоякое отношение к его творчеству — есть произведения, которые очень нравятся, и есть те, которые ровно наоборот. «Ревизор» в моей личной шкале находится где-то посередине: считаю сюжет и драматургию отличными, произведение — классическим, но перечитывать не тянуло со школьной скамьи. О том, актуальна ли история, написанная Гоголем, в нынешние времена, возможно ли её перенести на современные реалии так, что будет выглядеть достоверно, я особо не задумывалась. Поэтому стало очень интересно, как же Андрей Сидельников, режиссер-постановщик спектакля театра «Суббота», перенесёт действие «Ревизора» в современность. Забегу вперёд и скажу: отлично перенёс и сюжет действительно нетленный. Но обо всём по порядку.

Перед началом спектакля

Перед началом спектакля

Итак, театр «Современник», Другая сцена. Чистопрудный бульвар, Москва. Уже за сорок минут до начала в дверях очередь, и люди продолжают прибывать большими компаниями. Ясно, свободных мест нет, полный зал. Много молодёжи, ребят лет 18-20ти, вряд ли младше — никакого сопровождающего учителя с ними нет. Удивительно, что мальчишек больше, чем девчонок. Обсуждают спектакль, кто-то смотрел его раньше и привёл друзей, кто-то о нём слышал и читал. Жду своего спутника и наполняюсь радостным чувством: молодёжь любит театр, московская молодёжь — любит наш, питерский театр, с туманных берегов моей родины. Одеты все очень по-разному, но кэжуал превалирует, хотя попадаются и инстадевочки, делающие миллион дублей их красивого прохода на каблуках по ступеням. Эти особенно разочарованы интерьерами внутри — кроме необлицованных стен, выкрашенных белой краской, и лакированных досчатых скамеек Другая сцена «Современника» не предлагает ничего, как бы намекая — мы приходим сюда не фотографироваться.

Вход на Другую сцену Современника, вид с улицы

Вход на Другую сцену Современника, вид с улицы

Проходим в зал. Он очень небольшой, но уютный, понимаю, что выбрала удачные места — сидим ровно посередине 6го ряда, сцена близко, но не слишком близко, чтобы испытывать лёгкую неловкость или оглохнуть. Кресла вплотную друг к другу, но когда сидишь, не мешаешь соседям (как и они тебе). Мы оказались в эпицентре молодёжи, и я внутренне напряглась: вдруг будут галдеть весь спектакль? Такое, к сожалению, не редкость. Опять же, погалдеть есть, о чём. Декорации поражают с самого начала. Шутим между собой, не ошиблись ли мы, и действительно ли пришли на спектакль, или это пресс-конференция?

Перфоманс начинается за минут пять до начала. Авдот (он же Авдотья, как выяснится в дальнейшем) гуляет по сцене и наводит марафет перед началом. Волнуется, изо всех сил сохраняя муштру, перекладывает бумаги туда-сюда — кто работал на мероприятиях, особенно с протоколом, понимающе хмыкнет. Надо, чтобы перед начальством всё было так, что комар носа не подточит.

Сам спектакль начинается плавно, без специальных предупреждений, просто сам собой вытекает из перфоманса — и во втором действии та же история. К Авдоту присоединяются другие персонажи, и вот мы здесь. В провинциальном городе, где все прочно застряли в 90х, и куда приходит тревожная весть о приезде некоего таинственного лица то ли из правительства, то ли из ГРУ, то ли от Самого непосредственно… Верхушке, делающей в городе дела, конечно, есть, чего бояться от такой ревизии, потому что все они родом из времен, когда решалось по понятиям, а потом легализовалось, скажем так. Ясно одно: дело пахнет жареным, особенно с учётом информации, что, возможно, ревизор уже давно тут живёт и за всем наблюдает…

Кадр из спектакля - Teatr-subbota.ru. Заседание по решению вопроса внезапного визита ревизора.

Кадр из спектакля — Teatr-subbota.ru. Заседание по решению вопроса внезапного визита ревизора.

Я уже писала выше, что даже не задумывалась о том, годится ли сюжет «Ревизора» для переноса в наши дни. Годится. Ещё как годится. Это вы поймёте с первых минут. Муниципалы, ньюсмейкеры, застойная по сравнению с крупными городами жизнь провинции, которая с предыханием смотрит на столицу, и потому редкий приезжий моментально становится сенсацией… Конечно же, пергидрольный блонд, гулянки под шансон и звон хрустальных люстр а-ля Эрмитаж в доме городничего прилагаются. А ещё за кадром вполне угадываются золотые унитазы, если вы понимаете, о чём я. И вот, в это всё приезжает столичный хипстер, который ведёт себя, как барин, и двое людей городничего, которые и телохранители, и агенты по деликатным поручениям, и ведущие всех возможных новостных передач в городе N моментально принимают его за ревизора. И начинается.

Дальше стоит просто посмотреть. Пересказывать спектакль и бессмысленно, и не получится. Скажу лишь, что он весёлый, захватывающий, откликающийся и на удивление мягкий в плане подачи. У создателей вышла не едкая сатира, чего лично я опасалась, а добрая ирония. Вашими любимыми персонажами неизбежно становятся ньюсмейкеры-спецназовцы Бобчинский и Добчинский (а какие шикарные у актёров футболки!!!!! Я тоже такую хочу теперь!) и, конечно, великолепный Городничий. Все остальные тоже очень хороши, и Хлестаков, и Осип, и Судья с Почтмейстером… Все актёры показывают потрясающие перфомансы, от них не оторваться и не хочется.

Бобчинский и Добчинский. Смотрите новости с Петрами Ивановичами и не переключайтесь! Фото - Teatr-subbota.ru

Бобчинский и Добчинский. Смотрите новости с Петрами Ивановичами и не переключайтесь! Фото — Teatr-subbota.ru

В этом спектакле хорошо всё и узнаваемо: и мечты городничего с женой о Петербурге, и задабривание мнимого ревизора всеми, кому не лень, и классическая «задняя», которую приходится дать купцу перед городничим, и вся эта кутерьма с выдачей дочери не «абы за кого», а за столичную птицу… Оба действия смотрятся на одном дыхании, нет желания посмотреть на часы, нет аналитического процесса, связанного с удобством или неудобством кресел — зритель полностью в сюжете и не горит большим желанием выходить на антракт, потому что хочется смотреть дальше.

Великолепный Городничий в исполнении Максима Крупского

Великолепный Городничий в исполнении Максима Крупского

Но больше всего мне понравился финальный твист. Признаюсь, такого поворота я совсем не ожидала, считаю его блестящим и очень остроумным.

Мне пришлось действовать по протоколу 105. Да, все… Виноват (с)

Кто смотрел — поймёт. Это было великолепно. И, как ни странно, я почему-то положительно оценила отсутствие коронной фразы из оригинального «Ревизора» — «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!». Впрочем, я вообще очень положительно отношусь к театру как таковому, подчас даже к самым неожиданным и смелым интерпретациям общеизвестных произведений. А театр «Суббота» с Гоголем обходится, на мой взгляд, весьма уважительно — несмотря на весь авангард, оригинальность и свежесть трактовки.

Рекомендую «Ревизора» театра «Суббота» к просмотру всем, кто любит современный театр и открытый, широкий кругозор в плане восприятия театрального искусства как такового. Любителей строго классических адаптаций, скорее всего, может многое покоробить. От себя хочу выразить огромную благодарность своей однокласснице Саше, внучке основателя театра Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого, за рекомендацию именно этого спектакля для знакомства с «Субботой». Мне очень понравилось, и я обязательно посмотрю другие спектакли (уже наметила для себя, какие), когда буду вновь буду в Петербурге. По опыту, театр в родных интерьерах воспринимается с несколько другим чувством, нежели на гастролях — хочется сравнить, тем более, что на сцене «Современника» всё было прекрасно.

Закончу театральный пост моим фото на фоне белой стеночки Другой сцены. Что мы, совсем не хипстеры, что ли 🙂

После спектакля. Ещё во власти эмоций - и трогательно, и весело, и огромная пища для размышлений.

После спектакля. Ещё во власти эмоций — и трогательно, и весело, и огромная пища для размышлений.