Спектакль «Ревизор» из Петербурга отправится в Москву — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Спектакль «Ревизор» из Петербурга отправится в Москву

Светлана Мазурова для Российской газеты. Опубликован с сокращениями 21 февраля 2020 на сайте РГ

24 февраля на сцене Центра им. Мейерхольда петербургский театр «Суббота» спектаклем «Ревизор» откроет программу фестиваля Национальной театральной премии «Золотая маска» – «Маска плюс».

«Невольное прочтение Н.В. Гоголя» осуществил главный режиссер «Субботы» Андрей Сидельников. Спектакль получился современным, актуальным и сразу стал хитом. Публика в Северной столице на него валом валит, на люстрах висит, билеты расходятся мгновенно – сарафанное радио хорошо работает.

Уездный город N. Городничий  и его команда. Молодого человека, прибывшего из Петербурга, принимают за важного чиновника. Но век не XIX, а ХХI. Персонажи родом из 1990-х, живущие в наши дни, подчеркивают создатели. Оттого и одеты не в мундиры с петлицами и ботфорты со шпорами, не в кринолины (художник по костюмам Мария Смирнова-Несвицкая). Слышим «Дым сигарет с ментолом», «Яблоки на снегу». «Выпьем за любовь», «Кабриолет»…Аномальная зима у нас. Едим белорусскую сёмгу. Правительство распустили…

Можно предположить, что Хлестаков — сынок губернатора или бизнесмена, который приехал учиться из провинции в Москву, прожигает деньги, снова клянчит у родителя: «Папа, пришли еще!» Как-то надо выкручиваться. У него дорогие часы (примета времени. Значит, человек небедный). Ведет себя смело, нагло. Роль эту блестяще играет молодой актер Владислав Демьяненко.

Комедия Гоголя, как известно, высмеивает глупость чиновников. Классический текст субботовцами не переписан, есть некоторые вкрапления. Но мы присутствуем на пресс-конференции, смотрим по телеку канал «Э», программы «Эксклюзив с Петрами Ивановичами», «Добрые дела с Городничим» — городские новости, криминал и светскую хронику (ведущие – Добчинский и Бобчинский).

Андрей Сидельников (режиссер)

– Мы с актерами соединились, нам было что сказать про сегодняшнее время, нашу жизнь, про то, что обман стал обычным делом – врем друг другу в глаза и делаем вид, что все хорошо, — объясняет успех постановки режиссер Андрей Сидельников. – Вокруг нас сложный, придуманный, фальшивый мир. Трудно найти правду, а сегодня это очень важно. Телевидение делит людей на «этих» и «тех», вызывает агрессию и ненависть, главное – рейтинг. Наш «Ревизор» прозвучал как пуля, которая летит, не разбирая, в кого попадет. Социальные проблемы не обличаем, не говорим лозунгами… Смеемся, как Гоголь, считавший, что смех – лучшее оружие. На премьеру мы пригласили чиновников из Смольного. Они спектакль хвалили, смеялись, аплодировали. Мы даже получили благодарственное письмо от губернатора Петербурга.

– «Ревизор» входит в школьную программу, его читают 14-летние. У вас на афише 16 плюс.

– Зал наш небольшой, классами приходить на спектакль не рекомендуем. Это с одной стороны связано с несовершенством закона о возрастных ограничениях: мы можем на афише ставить либо 12+, либо 16+. Поставить, например, 14+ мы не можем. А с другой – все-таки эта история о проблемах, которые больше актуальны для взрослой публики. В спектакле мы показываем, как лихо воруют чиновники. Гоголевский текст оказался настолько современным! Не зря постановки двух режиссеров попали на «Маску» (Петра Шерешевского в Пскове и наша).

Слово актерам.

Владислав Демьяненко (Хлестаков):

– Если честно, то я хотел сыграть Городничего, но мне по возрасту еще далеко до него. Когда узнал о распределении, часа два сидел и просто смотрел в окно. Хлестаков – роль прекрасная, вспоминал, кто ее играл, а тут мне повезло. Но роль оказалась «на сопротивление». Не понимал, что и как я буду делать. У меня, наверное, впервые не было никаких идей, полностью доверился режиссеру.

– Интересно, выпускник какой школы вы?

– Окончил мастерскую Владимира Норенко в петербургской Театральной академии. У нас был лучший педагог по речи – Юрий Андреевич Васильев. Еще я учился в МХТ у Константина Райкина. А в детстве у себя на родине в Беларуси, в Гомеле, я ходил в театральный коллектив, с нами занимался Валерий Петрович Курдюмов, и все, что я умею – это благодаря ему. Но, конечно, каждый педагог оставил какой-то след.

Максим Крупский (Городничий):

— Как работали над спектаклем? Собирали наблюдения. Их, слава богу, в нашей жизни много. Включаешь телевизор, заходишь в интернет — и все понятно, все свои люди. Главы регионов помолодели. Узнаем, как губернатор в городе N берет взятки под дым кальяна. Кто-то снят с поста из-за утраты доверия. У нас на спектакле были гости из Швеции и говорили, что им не все понятно, в их стране многое, что творится в России, просто представить невозможно.  Мы же хлебнули в 90-е. Как в фильме «Бумер» пел Сергей Шнуров: «Никого не жалко, никого – ни тебя, ни меня, ни его…» Эхо эпохи, в которую и я жил.

Я воспитан на «классической классике», но ход режиссера мне понравился. Это чисто субботовский прием. Когда основатель нашего театра Юрий Смирнов-Несвицкий ставил «Доходное место», то материал Островского представил в современном ключе.

Пьесу Гоголя знают наизусть, поэтому зрителю интересно, как мы покажем знакомые всем ситуации, как оправдаем текст о чиновниках, коррупции. Время идет, но ничего не меняется. Воровство – наше всё: кто-то карандаши из офиса стащит, кто-то зубы новые себе мимо кассы сделает…

Ближайшие показы спектакля на родной сцене состоятся 5 и 18 марта.

К слову

Коллектив спектакля за создание этой постановки получил главный приз театрального фестиваля «Фабрика Станиславского» в Москве, артист Максим Крупский за роль Городничего номинировался на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Из истории

В 1969 году в Ленинграде появился театр-клуб «Суббота». Основал его  режиссер и педагог Юрий Смирнов-Несвицкий. Здесь работали композитор Григорий Гладков, режиссер Семен Спивак, художник Эдуард Кочергин, актеры Константин Хабенский, Татьяна Абрамова. В 2019 году театр «Суббота» отметил 50-летие.