Сториз — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Сториз

Наталья Эфендиева. Журнал «Петербургский театрал», февраль-март 2020. С. 18-19

20 и 21 января в театре «Суббота» в рамках Первого международного фестиваля коротких пьес «Stories» прошли читки шести текстов – победителей драматургического конкурса. Команда экспертов прочитала 473 драматических сочинения и выбрала лучших идея фестиваля проста и конгениальна настоящему времени: авторы должны уложить одолевающие их мысли в 12 страниц. Можно было обойтись и меньшим объемом, а вот большим – нет. пьесы такого формата реже востребованы театральными фестивалями и лабораториями. Театральный критик Татьяна Джурова такую несправедливость решила устранить и придумала конкурс с остроумным названием и концептуальным содержанием.

«Секта свидетелей Мелании Трамп» Елены Шахновской – предсмертный монолог-исповедь редактора безымянного глянца. В нем проговариваются то яростно, то спокойно некогда полученные травмы. Причем не только персонально героиней, но и женщинами вообще. Спасение от разъедающих переживаний, сомнений, метаний есть лишь в радикальном жесте. Режиссер Владимир Кузнецов использовал простой, но действенный прием: разложил реплики на два женских голоса и один мужской, добавив визуальный ряд, собранный из фотографий, которые в великом множестве размещают в социаль­ных сетях, кадров из новостей, телепрограмм и т. п. Принцип визуально-вербального коллажа оказался макси­мально подходящим для рваного ритма текста и постепенно взвинчивающегося темпа.

Режиссер Михаил Смирнов взял для эскиза документальную пьесу Юлии Тупикиной «Ноябрь 86». Драматург смонтировала интервью нескольких участников событий осени 1986 года, записанные осенью 2019. 33 года назад КГБ отправил поэта Дмитрия Пригова в психбольницу, а друзья его оттуда вытаскивали. Из частных свидетельств близких и коллег вырисовывается макрокартина причудливого времени, начала перестройки.

Последняя пьеса первого дня – «Ковры» Юрия Пивоварова. Самая короткая (всего три страницы) из всех финалистов, эта пьеса тоже про частную память и макроисторию. Построена она как телефонный разговор матери с сыном. Режиссер Тимофей Ткачев распределил реплики двух героев меж двумя парами актер-актриса разного возраста и посадил за стол, покрытый скатертью с бахромой, под ностальгический абажур с мягким светом. Все было бы замечательно, если бы посреди действия исполнители вдруг не отложили в сторону страницы с текстом в угоду довольно продолжительным собственным (так ли это – тоже вопрос) воспоминаниям о дорогих им вещах и событиях. Включение документального материала в уже готовую пьесу в данном случае обернулось слабо управляемым потоком сознания, сбившим точно схваченное настроение прошлого.

Режиссер Вера Попова выбрала пьесу «Коби Брайант» Алексея Житковского едва ли случайно, ведь в Камерном театре им. Малыщицкого идет их совместная работа «Билли Каспер». В новой пьесе Житковского четыре подростка живут в городе, стоящем на берегу Иртыша, и вот-вот пересекут границу «сто дней после детства». Виталя страдает от ДЦП, фанатеет от «Лос Анжелес Лейкерс» и персонально от Коби Брайанта, одного из лучших игроков НБА. Одноклассники Саша и Леша — балбесы, играющие в баскетбол и задирающие Виталю. Отличница Балашова – девица с апломбом, в которую безнадежно влюблен Леша. Есть еще родители, Виталии брат, Лешина сестра и новогодний уставший и уходящий Ельцин в телевизоре. А Брайант как был, так и останется символом недостижимой и совершенно иной жизни.

Безошибочное попадание в роли и детальный разбор каждого персонажа выделяют этот эскиз. Мизансцена остается неизменной на протяжении всего времени и в этом случае речь героев, манера общения становятся основным психологическим маркером. Увы, но когда писался этот материал, пришла трагическая новость о гибели Коби Брайанта в авиакатастрофе.

Пьеса Ильи Якубовского «Если вы меня не любите, я устрою побег» — это шесть «иллюзий», материалом для которых послужили, в том числе, и цитаты студентов центра «Антон тут рядом». У главного героя – Человечка — есть живущий внутри него Образ, а снаружи обитают Помощник (он же отец) и Помощница (она же мать, девушка и собака). Сознание Человечка рождает ситуации, обладающие знакомыми чертами. Режиссер Андрей Богданов выбрал стиль ski-fi: Помощник и Помощница здесь оказываются роботоподобными созданиями, остальных героев, кроме Образа, постигла та же участь. Но это, скорее, сбивает с толку, чем помогает вникнуть в текст.

Линия фантастического продолжилась в последнем эскизе по пьесе Ани Кизиковой «(Не) лишний день в Ебурге». Леня вынужден остаться в Екатеринбурге еще одни сутки, так как «запутался» в часовых поясах. Внезапно образовавшийся свободный день герой проводит плодотворно – отбивается от гопников, знакомится с девушками, заводит дружбу с офицером ДПС по имени «тот-то тот-то», отправляется на экскурсию. Ученица Коляды, Аня Кизикова открывает фантастическое в обыденном, смешное в стандартном, ряд можно продолжать. Режиссер Сергей Азеев сделал инфернальную историю про путешественника во времени.

Может ли спектакль по продолжительности стать равным блогу или серии Netflix? Короткий фестиваль «Stories» убедительно показал, что поиск форматов может быть и увлекательным, и со­держательным.