«Суббота» надеется на понедельник — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

«Суббота» надеется на понедельник

Шипилова Ю., Ярошецкий С. «Суббота» надеется на понедельник» // Вечерний Ленинград. 18 мая 1991

Есть в Ленинграде места, где поздно гулять не рекомендуется даже в разгар белых ночей. Одно из небезопасных мест – Апраксин двор. Это складская, промышленно-конторская зона, неприглядная и грязная. В понедельник Ленгорисполкому предстоит принять решение, незначительное только на первый взгляд, а на самом деле – весьма важное: о передаче двух небольших корпусов Апраксина двора экспериментальному театру «Суббота»…

Приступая к работе над проектом реконструкции Апраксина двора, группа архитекторов ЛенНИПИ генплана во главе с В. В. Николащенко начала с изучения архивов. Потом проектанты осмотрелись и словно бы заново увидели знакомые закоулки Апраксина: сохранившуюся булыжную мостовую, множество лавок и лавочек, каждая из которых имела когда-то свой отдельный вход, свой подъезд, свою лестницу на второй и третий этажи (где могут располагаться и жилые помещения). Больше всего Апраксин двор, если его хорошенько почистить и умыть, напоминает фантастический средневековый Город мастеров.

Но увы, пока – только напоминает: долгое время  многочисленные организации использовали Двор, как им  было удобнее: «лишние» входы закладывались, «ненужные» перегородки сносились, лестницы разбирались. Получилась самая обыкновенная промзона, и даже грязнее, чем обычные.

…Что такое «Суббота»? Во-первых, театр. Во-вторых, настолько оригинальный, что даже бесподобный – в прямом смысле этого слова. Воспроизвести его также невозможно, как и создать точную копию. Его придумали жутко остроумные люди: Жванецкий, Коковкин, Володин… А создал чрезвычайно талантливый человек: Ю.А. Смирнов-Несвицкий, он же автор половины действующего репертуара «Субботы», где играют и Ремарка, и Моэма, и Шекспира, и Островского.

Здесь главная тема для разговора со зрителем – Город. Любимый, серо-трущобно-дворовый, он постоянно действует на нервы, создает настроение. И если актерам удается передать это состояние, значит, все в порядке. спектакль удался… Здесь после представления сцена и зал сливаются и оживленно беседуют «за жизнь»… Здесь актеры играют себя под своими именами. Здесь никого не удивляет, если человек из зала постепенно перемещается на сцену. Сначала в студийную труппу, а потом, глядишь, – первый актер. Кстати, студия у «Субботы» не только растит достойное пополнение – это как бы театр изнутри, его рождение , жизнь. Хочешь – просто смотри, хочешь – учись.

«Суббота» по-прежнему квартирует под крышей (буквально – на самой верхотуре) Дворца культуры работников пищевой промышленности. Впрочем, теперь театр фактически закрыт пожарной инспекцией, которая давно уже недовольно посматривала в его сторону. Правда, вины субботовцев в этом не никакой: даже пожарный инспектор откровенно призналась корреспонденту «Вечерки», что актерам никак при всех стараниях не удастся привести свой самодеятельный зал в соответствие со строгими, безразличными к высокому искусству противопожарными правилами. Инспектору боязно за актеров и зрителей. Несмотря на обилие в городе солидных академических театров, у «Субботы» всегда есть зритель. Да какой!  Заведен даже клуб постоянных зрителей, в который записалось больше тысячи заядлых театральных «фанатов».

…Два корпуса Апраксина двора, открывающие по замыслу архитекторов первую очередь реконструкции, сегодня пустуют. Прежде в них помещалась артель «Металлофурнитуры» – делали пуговицы, не слишком заботясь о зданьицах. От этого они и пришли в совершенное расстройство, и артель отсюда съехала.

В «Субботе» знают, что у горисполкома нет свободных денег. Поэтому субботовцы рассчитывают лишь на своих спонсоров – они у театра надежные. А потом Апраксин двор при разумном использовании может стать для города золотым дном – ведь оазисы культуры составляют лишь часть проекта, подготовленного в ЛенНИПИ генплана. Важно положить начало. И будет очень здорово, если реконструкция Апраксина двора откроется не строительством валютной гостиницы с валютным же баром или зашторенной конторы совместного предприятия с вывеской на двух языках, а новосельем театра. Молодого, перспективного, талантливого театра.

 

Ю. Шипилова

С. Ярошецкий