Театр должен быть разным. — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Театр должен быть разным.

Санкт-Петербургские ведомости, 22 сентября 2022

Андрей Сидельников – об осовременивании классики

С 15 по 18 сентября петербургский театр «Суббота» показывал шесть спектаклей своего репертуара на сцене московского театра «Современник». С момента рождения «Суббота» и ее основатель Юрий Смирнов-Несвицкий были эстетически связаны с «Современником», который тогда возглавлял Олег Ефремов, поэтому гастроли на этой сцене для коллектива особо почетны. Гастрольная афиша сформирована так, будто театр вступает в диалог с человеком в его разных возрастах. «Цацики» — со школьниками. «Холден» — с подростками. «#ПрощайИюнь» — с молодыми. «Пять историй про любовь» — с людьми зрелого возраста. А «Ревизор» — для всех, кроме самых маленьких: и для подростков, и для студентов, и для старшего поколения. Спектакль говорит со зрителями о проблемах нашего времени. С вопроса о бережном отношении к классике и начался разговор нашего обозревателя Зинаиды АРСЕНЬЕВОЙ с главным режиссером театра «Суббота» Андреем СИДЕЛЬНИКОВЫМ.

— Андрей, одна из первых анонсированных премьер сезона — «Опера нищих» Петра Шерешевского. Расскажите, пожалуйста, о спектакле.

— В основе — пьеса драматурга XVIII века Джона Гея. Но режиссер переписал текст, чтобы приблизить его к современному зрителю.

 В репертуаре «Субботы» немало спектаклей по классике — и русской, и зарубежной. Во многих авторские тексты максимально сохранены, и это вовсе не мешает им звучать современно. На ваш взгляд, насколько позволительно режиссерам вторгаться в классические тексты? Не только сокращать, менять композиционно, но и дописывать, переписывать?

— Это часто бывает необходимо. Многое в «священных» текстах классиков сегодня непонятно широкому зрителю. Человек слышит слова, смысл которых ему непонятен, теряет нить повествования, будто говорят не на русском, а на иностранном языке.

— А обязательно классику осовременивать? Есть публика, которой это не нравится. Люди хотят видеть спектакли с декорациями, костюмами, точным воссозданием эпохи.

— Театр должен быть разным, и все зависит от того, как режиссер видит пьесу. Мне лично интересно говорить современным языком про сегодняшний день. Даже если пьеса классическая, хрестоматийная, она должна говорить со зрителем на понятном ему языке о том, что его волнует сейчас. И тогда какая разница, во что одет персонаж…

В моем спектакле «Вещь» действие «Бесприданницы» Островского перенесено в сегодняшний день. Затронута проблема современного общества, в котором человека можно «купить», «продать», «поменять». Наверное, у всех нас есть в жизни моменты, когда мы чувствовали себя ­вещью. И это больно.

Спектакль востребован молодыми зрителями. Лариса Огудалова — им ровесница. В этом возрасте люди очень остро ­чувствуют фальшь, переживают травму от столкновения с ­жестокостью или равнодушием окружающих, у них нет защиты от мира, где все решают только деньги. Как мне кажется, эта тема нашего спекта­кля «Вещь» попадает в нерв времени.

— «Суббота» много работает с современными драматургами. Вот и вы в этом сезоне будете ставить спектакль по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Друг мой». Что за пьеса?

— Это монопьеса в традициях театра абсурда. Константин написал ее во время пандемии, когда многие закрылись в своих каморочках и боялись выйти на улицу. Герои Стешика как раз выходят на улицу. Они отправляются ночью за сигаретами, но краткая прогулка оборачивается странными ночными приключениями, которые их сильно меняют.

Вот сижу, думаю, сочиняю с художником Марией Смирновой-Несвицкой мир этих людей…

— Вы запустили очередной конкурс коротких пьес Stories.

— Да, в этом году он пройдет уже в четвертый раз.

— А поток графомании велик?

— Бывает. Но попадаются и талантливые тексты. Присылают их со всей России, из‑за границы. Много хороших пьес присылают из Екатеринбурга, вообще с Урала. Там сильная драматургическая школа благодаря Николаю Коляде.

— В кино сегодня популярны короткометражки. Вы продвигаете короткие пьесы, и я вижу, что к ним тоже велик интерес. Почему такой взлет короткого метра?

— Возможно, потому, что это коротко и емко. Это как вдох — вдохнуть кислорода. Мой спектакль «Леха» по пьесе современного драматурга Юлии Поспеловой идет сорок минут в пространстве «Комната». Зритель не успевает устать, заскучать, он полностью погружается в происходящее. И потом люди долго не уходят — рассматривают декорации спектакля, эту комнату, словно перенесенную из семидесятых годов.

Мне всегда было интересно, возможно ли в коротких пьесах отразить время, выразить большую тему? Оказалось, возможно.

 А лучшие пьесы имеют шанс попасть в репертуар театра?

— Вышедшие в финал пьесы мы отдаем на выбор режиссерам, они делают эскизы. И что‑то обязательно потом становится спектаклем и входит в репертуар. Так было, например, со спектаклем Кирилла Люкевича «Сталлоне Любовь Корова». К нам в Stories Люкевич пришел еще до того, как стал лауреатом «Золотой маски». И сейчас мы продолжаем с ним работать. В следующем году он приступит к репетициям спектакля «Дон Кихот».

Театр «Суббота» всегда был авторским, и я хочу, чтобы в нем работали разные режиссеры, чтобы всегда дул свежий ветер. У нас ставят спектакли: Роман Габриа, Петр Шерешевский, Марфа Горвиц, Юлия Каландаришвили, Татьяна Воронина, уже упомянутый Кирилл Люкевич, Сергей Азеев. Мы даем им возможность сделать то, что они не могут реализовать у других. Так, молодой режиссер Влад Тутак создал в «Субботе» оригинальную интерпретацию романа Достоевского «Преступление и наказание» — «Родькин чердак». Он показал эскиз на фестивале в Большом театре кукол, а поставить на его основе спектакль оказалось негде. «Суббота» дала ему такую возможность, и получилось, по‑моему, очень удачно.

И для своих зрителей мы стараемся быть максимально открытыми. Проводим много неформальных дружеских клубных событий на сцене «Флигель». Артисты играют камерные сольные концерты, там проходят творческие встречи с известными людьми «Среда в «Субботе». Актеры и режиссеры дают мастер-классы, в том числе и я даю мастер-классы по актерской импровизации. Прийти может любой, кто хочет попробовать себя в актерском ремесле.

А 24 сентября во время фестиваля Владимирского округа в нашем дворе пройдет открытый музыкальный концерт для жителей и гостей. Вход свободный. Приглашаю всех!