Театральное эссе, вдохновленное спектаклем театра «Суббота» «Лёха» — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Театральное эссе, вдохновленное спектаклем театра «Суббота» «Лёха»

Елена Свиридова, арт-журнал «Около», 20 января 2020

У каждого из нас есть прошлое: поездки на дачу в копейке; специфический запах табака «Явы»; пластинки с Вячеславом Добрыниным; которого так любили и не ясно, за что; ненавистная музыкальная школа; незабываемый первый полёт в космос Юрия Гагарина; безудержные песни и танцы под «Земля в иллюминаторе» и сборы-посиделки всей семьей, на которых принято вспоминать былое (нужное подчеркнуть).

На одной из таких «посиделок» я побывала 15 января в «Субботе». Перед зданием театра — ничего необычного: вывеска, кованое оформление, напоминающее иллюстрации из детской книжки с рассказами Чехова, какой-то дедушка, натирающий свою копейку. Может, из соседнего дома — подумала я, а позже увидела его на «сцене».

Поднимаюсь на второй этаж — типичная питерская коммунальная квартира: это «фойе» театра (все подобные термины намеренно беру в кавычки, чтобы подчеркнуть их условность и отсутствие формальных границ), программки к спектаклю лежат на темном полированном комоде с зеркалом, зрителям предлагают расположиться на диванах среди вешалок, велосипеда, торшера, кастрюли и прочих вещей из детства.

Нас ждёт сцена-комната, максимально стилизованная под советское пространство. Весь «зрительский зал» — штук 30 стульев, расставленных по периметру комнаты. Нас от актеров отделяет метра полтора. Возможно, поэтому во всей комнате-сцене — очень хрупкое, еле уловимое чувство создания чего-то очень важного, где над общим узором работает каждый зритель. Все внимают происходящему, избегая даже лишних вздохов, боясь разрушить то, что мы вместе только что создавали.

Творить действие зрителю помогают главный герой — дед и четыре актрисы — важные женщины его жизни. Внучка в исполнении Олеси Линьковой, дочка, которую играет Дарья Шиханова, Татьяна Кондратьева в роли жены и Любовь Ивановна Кузнецова — исполняет Анна Васильева. Как богини судьбы они ткут узор жизни деда (герой Анатолия Молотова). Перед нами — классический литературный театр. Такая форма тоже добавляет легкости и полутонов происходящему. Часы-ходики, как «саундтрек» к спектаклю, отсчитывают паузы и символично — годы жизни героя.

Редкое произведение, после которого не хочется рефлексировать — хочется только быть благодарным за прикосновение к жизни. Трепетно, хрупко. Очень человечный спектакль — нужно уметь любить людей, чтобы показать жизнь, как она есть, без оценок, во всей красоте и горечи.

В ёмких, колких, иногда пронзительно горьких цитатах героя Анатолия Молотова — вся палитра эмоций человека. Каждый узнаёт в этом знакомые жизни — соседей, родственников, себя.

«Лёха» — спектакль в постановке Андрея Сидельникова по пьесе Юлии Поспеловой. Если раньше, ещё лет 10 назад, особенно популярны были Валерия Гай Германика с ее обескураживающей жесткостью и Виктор Пелевин с сумасшедшей фантазийностью, то сейчас настало время магического реализма. Мы узнаём себя и получаем пространство для роста, мечтаний и вопросов в таком произведении. Щепотка волшебства в безысходности и невозвратимости советского пространства — вот так я бы описала текст произведения.

В конце спектакля вас ждет напоминание, что все мы — космические гости. А какое — приходите на спектакль, и увидите сами.