Торжество вещизма — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Торжество вещизма

Марина Константинова для сайта «Где культура», 4 октября 2020

Переосмысление классики, пересказ известных сюжетов, перемещение во времени – тренд, как известно, отнюдь не новый. Подобные эксперименты то и дело привлекают режиссёров, но результат не всегда оказывается удачным. К счастью, премьеру в театре «Суббота» никак нельзя отнести к числу провалов. Режиссёру Андрею Сидельникову удалось сделать из канонически-классической «Бесприданницы» Островского умный, тонкий, актуальный, злободневный спектакль «Вещь», в котором баланс формы и содержания соблюдён безукоризненно.

Казалось бы, основная сюжетная канва сохранена, да и диалоги стремятся быть максимально «по Островскому». Но эта начинка помещена в яркую блестящую упаковку современности: с Интернетом, смартфонами, соцсетями, хэштегами, навязчиво-бодрой рекламой. Неудачник Карандышев здесь работает простым упаковщиком в аэропорту, а Харита Игнатьевна Огудалова в неназванном (но вполне узнаваемом!) магазине продает элитную парфюмерию. Обед принесёт курьер в зелёной куртке Delivery Club, день рождения Ларисы отметят в «Макдональдсе». При этом отдельные характеры, что во времена Островского, что в наши дни – фигуры неизменные. Деловой человек, он и есть деловой человек, разве что называется теперь на английский манер бизнесменом. Со всеми вытекающими отсюда качествами. О живом человеке привычно мыслят как о товаре (т.е. той самой «вещи»), брак рассматривается только в категории «сделка». Такие слова, как «порядочность», «честь», «любовь», «уважение» в лексиконе просто отсутствуют. Да и мысль о том, что замуж надо выйти любой ценой, в обществе до сих пор не угасает. Для столь важного дела все средства хороши, как говорится. В спектакле царит торжество фастфуда в самом широком смысле, китч правит бал. «И вокруг пластмассовая жизнь», – как пела когда-то группа «Сплин». Живую неиспорченную душу тут ещё попробуй отыщи. Только одна Лариса и осталась, пожалуй. На этом беспроглядном фоне, конечно, предсказуемый финал с хрестоматийной фразой «Так не доставайся же ты никому!» ни капельки не трагедия, а самый настоящий хэппи-энд.
При просмотре «Вещи» не покидает ощущение, что постановка эта была явно вдохновлена живыми классиками современной литературы – Виктором Пелевиным и Владимиром Сорокиным. И еще немного – культовой «Матрицей», ибо все герои там не люди, а человекоподобные циничные андроиды с механическими голосами (кстати, Мокий Пармёныч Кнуров здесь – ну вылитый Лагерфельд, привет тебе, массовая культура!). Визуальное воплощение постановки заслуживает отдельных комплиментов. Ярко и зло мерцают огни реклам, бьёт по глазам мигающий свет, стена из тонкой полиэтиленовой плёнки в самом начале спектакля отделяет Ларису, эту нежную хрупкую птицу, от циничного мира прагматиков. Блестяще проявляет себя и актёрский ансамбль. Дебют Елизаветы Шакиры в роли Ларисы можно считать удачно состоявшимся, труппа «Субботы» в очередной раз демонстрируют талант, мастерство и профессионализм.
Спектакль Андрея Сидельникова затрагивает сразу несколько важнейших тем и предоставляет широкий выбор пищи для ума. Кто-то назовёт его остроумным комиксом, кто-то старой песней на новый лад, кто-то адаптацией к реалиям наших дней. Истина же, как и положено ей быть, окажется где-то посередине.