В атмосфере студийности — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

В атмосфере студийности

Савкина Н. В атмосфере студийности (Поиск ведет народный театр) // Вечерний Ленинград 8 сентября 1975.

Идет первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества трудящихся, самый большой и представительный смотр народных талантов. В нем принимают участие сотни любительских драматических театров, студий, кружков Ленинграда. «Поиск ведет народный театр» – это статья кандидата искусствоведения Ю. Смирнова-Несвицкого, напечатанная в нашей газете 17 марта, положила начало разговору о проблемах самодеятельного театрального искусства. сегодня мы публикуем письма наших читателей. разговор продолжается. Приглашаем принять в нем участие руководителей и участников самодеятельных коллективов, деятелей театрального искусства, критиков, любителей искусства.

Каждый год осенью тысячи девушек и юношей приходят в самодеятельные коллективы. Что приводит их туда? Желание играть на сцене, ставить спектакли, повышать свой культурный уровень? И это, конечно, тоже. Но, как мы думаем, в любительские театры приходят за тем, чтобы жить в атмосфере студийности – коллективного творческого поиска, общих нравственных и эстетических интересов.

Суть работы театральной студии многие руководители сводят к плановым занятиям по мастерству актера, сценическому движению, культуре речи. При этом задачу создания особой атмосферы дружеского доверия, творческого взаимопонимания словно бы отодвигают на второй план, тогда как (мы убедились в этом на собственном опыте) профессиональное совершенствование самодеятельных артистов – задача не главная, скорее вспомогательная.

Мы всегда рады встретиться со своими единомышленниками в других театральных коллективах. Недавно смотрели спектакль «Не стреляйте в белых лебедей», поставленный по мотивам повести Б. Васильева народным театром Института инженеров железнодорожного транспорта имени академика Образцова. Многие актеры словно бы слились со своими персонажами. Герои повести – гор, Колька, Нонна Юрьевна – оказались как-то удивительно похожими на участников спектакля. Мы ясно ощущали, что чувства и мысли актеров, исполняющих эти роли, почти неотделимы от чувств и мыслей их героев. В спектакле проявлялась гражданская и нравственная позиция этого интересного коллектива. Часто это качество присутствует и в спектаклях «Скворечника» – народного театра Дворца культуры имени С. М. Кирова.

В этих народных театрах к слову драматурга относятся доверчиво, стараются максимально выразить мысль автора. Творческий принцип нашей «Субботы» иной. Если в «Скворечнике», например, создание спектакля – это цель, вся воспитательная работа направлена на ее воплощение, то у нас постановка – средство студийной жизни, коллективного творчества. И поэтому мы не стремимся к постановке пьес, например, Шекспира или Чехова, а создаем сценарии, а затем и спектакли по мотивам их произведений, в который четко присутствует наше отношение к обозначенной автором проблеме. Мысли, чувства участников коллектива становятся содержанием спектакля. Через сценарий, спектакль артисты активно выявляют свое личностное начало. Нам кажется, что в самодеятельном театре можно успешно ставить пьесы, рассказывающие о членах своего коллектива, – ведь в их биографиях отражены и жизнь заводских рабочих, и проблемы учащихся профессионально-технических училищ, и мечты школьников, и поиски студентов…

В дискуссии о народном театре, которую ведет газета, высказывалось мнение, что «Суббота» вообще против обучения самодеятельных артистов профессиональным навыкам. Это несправедливо. В течение года ее артисты учатся основам мастерства, но при этом педагоги стараются сохранить в молодых участниках непосредственность, столь важную для наших спектаклей.

С целью поиска новых театрализованных форм общение в среде молодежи наш театр-клуб проводит эксперимент по созданию еще одного типа самодеятельного театра – мы его называем любительским «домашним театром». В этом году хотим обратиться к «Чайке» Чехова и поставить спектакль о том, как мы понимаем драматургию писателя, какие чувства и мысли она при этом пробудила.

Атмосфера студийности, повторяем, помогает нам глубже познать мир, быть активными строителями жизни.

 

Н. Савкина, студентка института имени А.И. Герцена; 

М. Честнокова, младший научный сотрудник Технологического института имени Ленсовета