В зеркало посмотрелись? — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

В зеркало посмотрелись?

Маргарита Смирнова, Plugged In, 16 мая 2019

Пушкин, Чайковский, Репин. Наше всё. Чувствуете национальную пропаганду? В этом спектакле не боятся говорить то, что у всех на уме — вы же тоже Пушкиным не зачитываетесь?

Михаил Питунин, главный герой пьесы, человек абсолютно заурядный. Сам понимает, какой путь его ждет: детский сад, школа, институт, армия и дальше по списку. Александр Сергеевич вклинивается в судьбу героя, не спрашивая — волею обстоятельств. А мы, как зрители, получаем живую историю, которая каждому в итоге оказывается близка.

Национальное достояние, символ культуры — на все это сценография работает с самого начала. Красная бархатная лента ограждает нас от Пушкина, как в музее — и мы задумываемся, за что любить то, что так неблизко и непонятно? Однако по ходу действия мы все больше проникаемся к поэту, и вот уже сухие факты начинают казаться символичными и небезынтересными.

Питунин еще в школьные годы поэта возненавидел. Но, как бывает в нашей жизни, любовь сглаживает углы — и вот герой, сам того не желая и даже не замечая, становится литературоведом и пушкинистом. В спектакле очень тонко показан этот переход, и он полностью совпадает со зрительскими ощущениями. Мы вместе с героем начинаем думать, почему же Пушкин «промазал» на дуэли с Дантесом и… как можно было его спасти? В ответах на эти вопросы будто бы кроется сама наша жизнь.

Актерские работы в этом спектакле на высоте. Они не дают постановке перейти в разряд «моно», хотя ключевая линия — это именно Михаил Питунин с его желанием, ставшим навязчивой идеей, мечтой, самой жизнью и гибелью. Зал позволяет работать на расстоянии вытянутой руки, что еще сильнее окунает зрителя в происходящее — и чувствуются молчаливые улыбки, понимающие взгляды, вызванные не только самой историей, но и так точно переданными отголосками времени.

Я с большим удовольствием благодарю театр за эту работу, потому что спектакль сохранил в себе все то, что зритель отчаянно ищет сейчас в каждой постановке. От него не пахнет нафталином, но и крепкое слово здесь не перелетает через планку дозволенного. Это спектакль, в котором нужно приходить искать себя — и дело не столько в Пушкине, сколько в национальных ценностях и человеческом выборе. И почти что открытый финал, который дает возможность поработать и не забыть спектакль, едва покинув зал.

Этот спектакль стоит смотреть тем, кто хочет слушать, вспоминать, улыбаться и, возможно, меняться. Хорошая работа хорошего режиссера с хорошими актерами и хорошей сценографией. Часто такое встречаете? Если нет, точно покупайте билеты, чтобы в XXI веке вспомнить, что театр бывает и таким.