Зачем тревожиться сочинять — Театр Суббота
Версия для слабовидящих
КУПИТЬ БИЛЕТ

Зачем тревожиться сочинять

Ася Вилова, «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6614) от 30.01.2020 

В Петербурге под эгидой театра «Суббота» прошел первый международный конкурс короткометражной современной драматургии Stories.

«Разве уж и пьес не стало? – ласково-укоризненно спросила Настасья Ивановна. – Какие хорошие пьесы есть. И сколько их! Начнешь играть – в двадцать лет всех не переиграешь. Зачем же вам тревожиться сочинять?»

Это цитата из «Театрального романа» Михаила Булгакова. Конкурс Stories показал, что желающих «тревожиться сочинять» новые пьесы довольно много. На пресс-конференции в ТАСС отборщики, прочитавшие 473 пьесы, которые прислали на конкурс известные и начинающие драматурги со всей страны, поделились впечатлениями.

По словам одного из кураторов проекта Stories — театрального критика Татьяны Джуровой, по регламенту конкурса, объем пьесы не должен был превышать 12 страниц. Имена авторов были зашифрованы. Читали пьесы 11 человек.

— Это люди, близкие к театру, но разных профессий: театральные критики, режиссеры, один директор театра, один поэт, переводчик. И, конечно, режиссеры, потому что мы хотели, чтобы все это не ушло в песок и пьесы нашли бы сценическое воплощение, – пояснила Татьяна. Они могли бы послужить материалом для дипломных спектаклей начинающих режиссеров. Не все ж ставить Шекспира и Чехова.

На вопрос вашего корреспондента о тенденциях в современной драматургии Татьяна ответила:

— На мой взгляд, люди стали гораздо чаще писать о личном, интимном. При этом происходит «свертывание пространства», когда на примере частной истории нам рассказывают о стране, истории, времени.

Один из примеров – пьеса Юрия Пивоварова «Ковры» – очень короткая, всего три страницы. Мать и сын разговаривают по телефону, вспоминая, как они всей семьей выбивали во дворе ковер.

— Во вроде как незначительном, случайном образе-воспоминании отражается жизнь семьи, данная не в фактах, а в ощущениях. Люди говорят о пустяковом, но проговариваются о важном. И кажется, будто автор нашел универсальный ключ, которым можно отомкнуть прошлое, – считает Татьяна.

Один из ридеров (отборщиков) – Петр Шерешевский, главный режиссер Камерного театра Владимира Малыщицкого, тоже выделил из общего потока пьесу «Ковры», которая его зацепила. Еще одна понравившаяся ему пьеса – «Дырявая карма» Дмитрия Яшенкова – не вошла в шорт-лист.

— Это смешная пьеса! А я таких практически не знаю… Серьезно! Я читал ее в своем театре между репетициями, и актер меня спрашивает: «Чего это вы смеетесь? Я за несколько лет работы с вами вас смеющимся пару раз всего видел…» – рассказал Петр Шерешевский.

В финал вышло 12 пьес, которые отдали на прочтение петербургским режиссерам. Владимир Кузнецов, Тимофей Ткачев, Вера Попова, Михаил Смирнов выбрали из них шесть для создания эскизов на сцене театра «Суббота». Михаил Смирнов, главный режиссер Театра Балтийского флота, выбрал для постановки документальную пьесу Юлии Тупикиной «Ноябрь 86» — о московском поэте-концептуалисте Дмитрии Пригове. Вернее, об одном эпизоде из его жизни — как его отправили в психушку.

— В пьесе нет ни слова от меня, я просто смонтировала фрагменты воспоминаний об этом случае разных людей, входивших в круг Пригова: его вдовы, Виктора Ерофеева, Евгения Попова, Беллы Ахмадулиной, – рассказала Юлия Тупикина, которая вышла на связь из Берлина по скайпу. – Интересно, что эту историю все запомнили по-разному.

20 и 21 января эскизы по шести пьесам, поставленные молодыми режиссерами, представили на сцене театра «Суббота». Главный режиссер этого театра Андрей Сидельников пообещал, что в будущем, возможно, возникнет спектакль-«альманах», состоящий из нескольких коротких пьес. Он добавил, что давно мечтал создать своеобразный «твит-театр», в котором пьесы идут минут по 20. При этом зрители получают эмоциональный, интеллектуальный, чувственный заряд.

Будут ли зрители покупать билеты на короткие пьесы? Ведь поход в театр – это определенный ритуал, когда важен не только спектакль, но и променад в антракте, обмен впечатлениями за чашкой кофе или бокалом шампанского в буфете.

Андрей Сидельников в успехе не сомневается.

— Недавно у нас в новом камерном пространстве «Комната» прошла премьера спектакля «Леха» по пьесе Юлии Поспеловой, – рассказал режиссер. – Он длится сорок минут. И всегда аншлаг. Как показал конкурс, в коротких пьесах вполне возможно отразить большие темы.