Логотип Театра "Суббота"
Изображение театра

Истоки.
Театр-клуб

1969 - 1986

1969
Летоисчисление своё субботовцы ведут с 1969 года, однако факту официального основания «Субботы» предшествовал «доисторический» период. При Выборгском дворце культуры Ленинграда с 1966 года читались лекции о театре, и одна их лекционных групп стала называться «практической», так как там помимо лекций ещё и «разыгрывали разные этюды».
Практическую группу вёл молодой ленинградский критик, сотрудник Института театра (знаменитого ЛГИТМиКа) Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий. Среди слушателей (участников практической группы) были: с 1966 — Татьяна Колосова, с 1968 — Юрий Лобов и Маша Смирнова-Несвицкая, с 1969 — Алина Романовская, Наталья Евстратова и Семён Спивак.

18 марта 1969 года практическая группа показала родственникам «Этюды по мотивам известным и неизвестным». Этот день был признан датой основания коллектива, который осенью того же года назвал себя театральным клубом «Суббота». В домашнем спектакле угадывалась людская общность, «обещание» удачного сочетания индивидуальностей вокруг лидера. Появилась атмосфера дружбы и любви к театру. С этого момента стала стремительно расти и развиваться идея сознания какого-то своего необычного театра студийного типа. Факт образования клуба был отмечен в печати.
1970
Год прошел в поисках своего пути, несколько раз показали спектакль по пьесам А. Володина. Осенью в клуб пришли Галина Романовская и Семен Трессер.
1971
Счастливый год в «Субботе». 7 марта состоялась премьера «Театральных страниц» — третий по счёту, а по сути, первый субботовский спектакль. В нём «Суббота» почувствовала себя, а первые зрители пришли во взволнованное состояние, так как по их признанию, увиденное трудно было с чем-то сравнить или сопоставить. Сценарий руководителя, его же постановка, участники — все вышеназванные в хронике. Среди зрителей — драматург А. Володин, поэт В. Соснора, писатель М. Жванецкий, актёры П. Кадочников и С. Коковкин.
В ленинградской газете появилась заметка, отмечавшая появление «неожиданного» театрального клуба, имевшая заглавие «Долой скуку, ханжество, демагогию». Словом, «Суббота» уже оказалась в оппозиции к нравственным нечистотам своего времени. Клуб был закрыт и изгнан из Дворца. Они оказались на улице — так прошло несколько месяцев, пока по настоянию руководителя отдел культуры ГК КПСС не восстановил справедливость. С осени «Суббота» получила новую прописку в Доме художественной самодеятельности на улице Рубинштейна, 13. В этот год сложилась первая группа основателей (впоследствии «Основатель» — звание в «Субботе»), в которую вошли те, кто был принят в «Субботу» в 1971-м году: Сергей Воробьёв, Нина Савкина, Виктор Фуников.
1972
Газета «Смена» подробно рассказала о новом спектакле «Субботы» в рецензии «В тесном дружеском кругу» (02.08.72). На спектакле «Молодёжная вечеринка» побывали Ю. Толубеев, И. Краско, Г. Горбовский и др.
1973
Сезон отмечен появлением фирменных субботовских масок, сочиненных основными авторами «Субботы» — руководителем и участниками-исполнителями: М. Смирновой-Несвицкой (Маня Ошибкина), С. Спиваком (Пуфык Гениальный), С. Воробьевым (Автобус Икарус) и другими. Некоторые тексты сочинил субботовец, молодой литератор Андрей Зинчук. Первые маски появились в спектакле «Проблемы молодежи». Осенью в «Субботу» пришли А. Рычагов, О. Русалинова. В. Голоунин, Е. Кознова, А. Бигма, сестры Гребенниковы, сестра и брат Семеновы. Вышла первая обширная журнальная статья о «Субботе» с подзаголовком «театральный эксперимент» (журнал «Аврора»).
1974
В определенных кругах общественности известность «Субботы» выходит за пределы Ленинграда. Этот год — особенно памятный для «Субботы», главное событие — появление спектакля «Окна, улицы, подворотни».
Сценарий и постановка руководителя. Роли Галя Романовская — Галина Романовская, Маша Смирнова — Мария Смирнова, Нина Савкина — Нина Савкина. Осуществился девиз театра «Субботы» о себе, сквозь себя, сами. Спектаклю предстояла долгая жизнь. В нем «Суббота» впервые отчетливо выразила свою эстетику.
Одновременно С. Спивак поставил «В старой Вероне» (версию «Ромео и Джульетты», сценарий А. Зинчука). Первая интерпретация классики в «Субботе».
К этому же времени окончательно оформился развлекательный веселый спектакль «Театрализованный круг» с вышеупомянутыми масками. Сценарий и постановка — руководителя.
Песня «Васильевский Остров» из «Окон, улиц, подворотен» (текст Ю. Смирнова-Несвицкого, музыка 
Э. Жучкова) стала гимном «Субботы».
Пристальное внимание прессы. В списке литературы о «Субботе» за этот год значится 11 статей в газетах и журналах.
1975
Попытка поставить «очерковый» спектакль об одном из субботовцев С. Агапове — лауреате премии Ленинского комсомола, рабочем Кировского завода. В репертуар не вошел. В «Субботу» приняты: Григорий Гладков, (впоследствии известный композитор), Глез, Иванес (Яковлева, Козлова — впоследствии киноактрисы).
В прессе — местной и центральной, по-прежнему, широко освещается поиск ленинградского театра-клуба. Можно выделить любопытную очерковую статью о «Субботе» в журнале Soviet Life» (1975. № 12), издававшемся в Вашингтоне («Советская жизнь» для американских читателей»).
1976
26 апреля — премьера нового спектакля по повести С. Могилевской «Крепостные актерки», сценарий и постановка руководителя. Первый костюмный спектакль «Субботы». Художники В. Кравцев и М. Смирнова. Музыкальное оформление М. Ильина, В. Голоунина, Гр. Гладкова. В ролях: Н. Антонова, Н. Евстратова, М. Смирнова, Л. Леонова, В. Фуников и др.
В этом году, как и в прошлые годы, «Суббота» проводит большую методическую работу (конференции, смотры и пр.).
 Спектакль «Окна, улицы, подворотни» отмечен дипломом лауреата I Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества. Отдельными дипломами награждены постановщики и актеры — Нина Савкина (Нинка), Ирина Семенова (Собака).

Весной — фарс «Дохлая кошка, или Голубая роза». Сценарий А. Лисняка, композитор И. Мациевский. Систематически «Суббота» выезжает на крупнейшие заводы, в ноябре принимает польскую молодежную делегацию из Гданьска. Осенью в «Субботу» пришли Д. Артемов, О. Блинова, Г. Водейко, М. Финоженкова. 
Среди публикаций о «Субботе» следует выделить обстоятельную рецензию в «Смене» на спектакль «Окна, улицы, подворотни» — «Дождик на Шкиперском, снег на косой» («Смена», 1976, 5 мая). О «Субботе» пишет «Комсомольская правда», «Молодой коммунист».
1977
Бенефис Маши Смирновой в связи с её отъездом из Ленинграда. Премьера «Любови Яровой» (оригинальная версия «Субботы»).
Основное событие года — поездка на БАМ с «Театрализованным кругом» (читай в журнале «Аврора» очерк «Как «Суббота ездила на БАМ» (1977, №7).
Опыт «Субботы» становится предметом изучения и преподавания в учебных заведениях культуры, анализируется в курсовых работах, учебных пособиях, диссертациях.
1978
Сезон не отмечен появлением нового спектакля, тем не менее, один из самых творческих благодаря потоку общения с молодежью, обильным гастролям и творческим контактам. Гастролировали в Риге, Нарве, Калининграде, Москве (проездом), Тамбове. 24 марта — премьера дипломного спектакля Г. Романовской (Институт культуры) «Колокольчик Простотак». В апреле премьера еще одного дипломного спектакля Т. Дрозда «Провинциальные анекдоты».
С 28 по 31 мая «Суббота» провела конференцию «Методика организации молодежного театра-клуба «Суббота» и его роль в организации досуга и отдыха молодежи», в конференции принимали участие ученые-клубоведы, методисты, преподаватели.
В августе гастроли на яхтах с «Театрализованным кругом». К 60-летию ВЛКСМ «Суббота» готовит спектакль «Молодая гвардия».
Осенью пришли Е. Архипов, Р. Матьякубова, И. Малявкина, Е. Ермак, С. Грищенко, С. Балицкий, С. Марченко, А. Смирнова.
Входит в обиход внутренней жизни официальный Устав «Субботы» и другие документы, регулирующие внутреннюю жизнь коллектива. Председателем Совета в этом году выбрана Н. Евстратова. До нее Совет возглавляли в разное время А. Брагин, Т. Колосова, Г. Романовская, Н. Савкина.
1979
«Субботе» — 10 лет. В феврале премьера спектакля «Пять углов». Сценарий и постановка руководителя. Музыка Владимира Голоунина. «Субботе» присвоено звание «Народный коллектив». Гастроли в Ригу, вторично на БАМ. Вышла книга руководителя «Еще одна жизнь» (о театре-клубе «Суббота»). В «Советской культуре» очерк о «Субботе» Александра Каневского — «Зонтик, пробитый звёздами». Председателем Совета избрана Н. Веселова.
Осенью гастроли в г. Кронштадт.
Осенью же в «Субботу» приходит «второе поколение», которое вместе с новичками прошлого года в будущем составят новое ядро коллектива и будут приняты в основатели: Н. Никитина, А. Василевский, Е. Сапронова. В том же году в «Субботу» пришли Е. Овчинникова, М. Веселова. В. Кренделев, А. Молотов, М. Соловьева, Лев и Элина Толза.
1980
Премьера заметного в репертуаре «Субботы» спектакля «Бремя страстей человеческих» по роману С. Моэма. Критика отмечает не только своеобразие подхода (субботовского) к впервые осуществленной ею сценизации литературного произведения, но и возросший уровень мастерства. Сценарий и постановка руководителя. В главных ролях С. Марченко, Г. Романовская, А Рычагов и другие. Художник — М. Смирнова, музыка В. Голоунина.
Статьи о спектакле в журнале «Театр» и других печатных органах — отклики, рецензии.
В марте премьера «Эшелона» М. Рощина. Постановка С. Воробьева. Песни субботовца — М. Трегера.
Гастроли в Таллинн. В «Субботу» принят Ю. Лихачев.
1981
По приглашению Минского университета — гастроли в Минск. В этом же году гастроли в Рыбинск. Выходит книга «Народные театры: взгляд со стороны, сами о себе», где дается подробный анализ деятельности «Субботы». Гастроли в Таллинн. В это время помимо руководителя учебную работу ведут: О. Волкова, А. Олеванов, А. Попов. Последний ставит комнатный спектакль «Вперед, Котенок!» А. Зинчука.
Председатель Совета — А. Русалинова, Совет принимает решение отмечать в Хронике имена особо отличившихся субботовцев.
1982
7 февраля премьера спектакля на большой сцене «Необычайное приключение» (Маяковский). Сценарий руководителя. Постановка Е. А. Чистяковой. 6 июня премьера «Застав ленинградских»» — в репертуар не вошел. Все ежегодные призы по решению Совета вручены за особо выдающиеся заслуги Юрию Лихачеву.
«Суббота» играет несколько названий периодически восстанавливая старые спектакли. Так 5 февраля состоялась премьера возобновления «Пяти углов» — режиссер восстановления Н. Никитина.
Выходит книга Д. Н. Катышевой «Литературный театр» с главой о субботовских «Крепостных актерках» (М.: «Советская Россия», 1982).
Суббота переходит во Дворец культуры работников пищевой промышленности, по решению Обкома союза, Облсовпрофа и Дворца ей предоставлен малый зал на 2 этаже, а также комнаты для репетиций и клубной работы на 3 этаже.
Осенью пришли в коллектив Е. Сережникова, Ю. Кудров, В. Медведев, Е Смиренникова, О. Прыгова. Председатель Совета Е. Архипов.
1983
Премьера спектакля «Театротека». Сценарий и постановка руководителя. Осенью в коллектив пришли И. Сергеев, М. Иванова, А. Кондратьев.
Приз «Голубая Суббота» — М. Мясникова, «Детский змей» — И. Сергеев.
1984
Юбилейный год — «Субботе 15 лет. 2 мая премьера ставшего одним из любимейших спектаклей субботовцев «Три товарища» по Э. Ремарку. Сценарий и постановка руководителя. Режиссер А. Попов. Художники О. Игнатова, и Л. Форштат, музыка к песням В. Голоунина, тексты песен сценариста. Спектакль был награжден за режиссуру и отдельные роли (Е Сапронова, И. Сергеев, Ю. Лобов, М. Иванова) всесоюзными Дипломами. Рецензии на спектакль в «Ленинградской правде», «Смене», «Вечернем Ленинграде».
1985
Зимой 1985 премьера «Завтра была война» Б. Васильева. Постановка С. Воробьева. 
Основным событием сезона можно считать гастроли в Москву по приглашению Театра на Юго-Западе под руководством Беляковича.
Осенью в коллектив приходят К. Дестилятор, И Чистякова, А Нетесова, З. Филиппова, В. Столяров, В. Мальков.
Заметное снижение внимания к «Субботе» со стороны критики, журналистов, зрителей. Выход из подполья рок-групп, оживление массовой молодежной культуры. Известный «кризис» «Субботы», руководители ее и ядро коллектива испытывают чувство растерянности.
1986
В первой половине года состоялись две премьеры — «Чайка» А. Чехова. Постановка Н. Никитиной. «Сверчок на печи» по рассказу Ч. Диккенса, постановка Ю. Смирнова-Несвицкого. «Суббота» имеет разнообразную афишу, в зале — аншлаг. Вместе с тем, возникает проблема «пристройки» к новому времени, контраста поколений, осмысления других трудностей. Одна из них — появление в репертуаре стойкой линии репертуара, заметно отличающегося от традиционной линии спектаклей «о самих себе».
В «Субботе» обрывается традиция клубной деятельности, ежегодные призы, по существу, не присуждаются, исчезают и другие ритуалы и традиции.

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!