Логотип Театра "Суббота"
Изображение театра

Театр-студия

1987 - 1993

1987
В первой половине года — премьера спектакля «Козлова и Курицына» — третьей части трилогии «Заставы ленинградские». Сценарий и постановка руководителя. Оформление художника М. Смирновой, музыка В. Голоунина и Н. Никитиной. Эта работа носит принципиальный характер для дальнейших поисков театра. В спектакль впервые вошли новые темы, представляющие для «Субботы» известную трудность. Вместе с тем, этот спектакль вновь приковал внимание общественности к поиску театра уже на новом этапе. На обсуждениях выступили критики Т. Москвина, Н. Песочинский, О. Скорочкина и другие. В печати появились статьи о спектакле — Ольги Скорочкиной, Д. Катышевой. Последняя — наиболее развёрнутая «Вечером в «Субботу» («Смена», 1988, 16 января).

Осенью в коллектив пришли: Т. Кондратьева, Н. Кутуева, Н. Дручек и др. С 1987 года «Суббота» переходит на самоокупаемость, билеты продаются в театральных кассах Невского проспекта.
1988
В январе — премьера «Дом, который построил Свифт» Г. Горина. Постановка Н. Никитиной. Сценография М. Смирновой. Режиссер М. Веселова. Песня «Серый цвет» В. Голоунина. Образуется секция зрителей. Проводятся вечера субботовских бардов.
В сезоне проигрывается следующий репертуар: «Театрализованный круг», вся трилогия «Заставы ленинградские», «Три товарища», «Чайка», «Дом, который построил Свифт».
Весной 27 мая, в день города, премьера спектакля «Самоубийца». Это одна из первых постановок, некогда запрещенной пьесы Н. Эрдмана. Постановка руководителя. Сценография М. Смирновой.
В июне обсуждение спектаклей «Субботы» критиками: М. Корбина и В. Силюнас (Москва), О. Скорочкина, Л. Гительман, В. Фунтусов.
В июле-августе гастроли в Анапу по путёвке ЦК ВЛКСМ. Показаны: «Пять углов», «Театрализованный круг», «Окна, улицы, подворотни», «Чайка».

В октябре опубликовано решение о присуждении «Субботе» звания Лауреата премии Ленинградского Комсомола.
Осенью в театр пришли: А. Резункова, Л. Ярина, М. Дунаевский.
26 ноября — премьера спектакля «Стоп-кран». Сценарий и постановка руководителя. Сценография
М. Смирновой. Музыка Е. Умарова и В. Голоунина. Первые исполнители М. Веселова, И. Савенков, Е. Сережникова, Н. Марус, О. Яковлева, Ю. Лобов. На обсуждении выступили: Н. Казимировская, С. Добротворский, А. Попов, С. Трессер, В. Смирнов и др.
1989
Весной «Субботе» исполнилось 20 лет. К этой дате приурочен показ лучших спектаклей:
15 марта «Самоубийца», 16-го «Чайка», 17-го «Стоп-кран», а 18-го в субботу состоялся юбилейный вечер «Нам 20 лет». Специальный сценарий составлен из фрагментов трилогии, ритуалов, включая «Ритуал поколений» и Ритуал приёма в «Субботу» детей субботовцев. На площадке в свете прожекторов оказались совсем маленькие — Ника и Лев Архиповы, Дуня Смирнова-Несвицкая, Никита Савенков, дети В. Голоунина и многие другие.
Поздравления от многих молодежных организаций, творческих, частных лиц. Письмо-поздравление от главного режиссера Ленинградского Малого драматического театра Л. А. Додина. На банкете присутствовало более 100 человек — субботовцев разных поколений. 
В городе юбилей был отмечен появлением в прессе статей и материалов о «Субботе» — самый обширный очерк в «Смене» Алены Кравцовой «„Суббота“, которая не кончается».
Весной телепрограмма «Зебра» устраивает дискуссию между театром и современными молодежными течениями с показом спектакля «Козлова и Курицына», результатом стало появление в «Субботе» новых участников — Константина Хабенского (впоследствии известного актера), Дениса Аксенова и др.
В марте в гости приезжают англичане из Лестершира, позже болгары, датчане. В мае гастроли в Болгарию, в августе в Сочи, в сентябре в Англию. Вскоре от «Субботы» откалывается группа Н. Никитиной, образуя отдельный коллектив — театр Дождей.
1990
Вокруг руководителя сплотилась новая команда, поднявшая «Субботу» на новый и, как покажут события дальше, более высокий уровень. В ней были: М. Веселова, В. Абрамов, К. Дестилятор, Т. Кондратьева, В. Шаманин, Е. Умаров, А. Резункова, К. Хабенский, В. Кренделев, И. Дядюра, Ю. Кудров, О. Яковлева и другие субботовцы. Уже в марте был выпущен спектакль «Кто там, в крови?» по трагедии Шекспира «Макбет» (сценарий и постановка руководителя, в главных ролях К. Дестилятор, Е. Овчинникова, Ю. Кудров, О. Кондратьев, М. Веселова, В. Шаманин).

Статья О. Скорочкиной в газете «Смена» от 06.09.1990 «Детские сны эпохи перестройки».
В мае гастроли театра в Швецию и Данию со спектаклями «Крепостные актерки» и «Рок-труппа „Стоп-кран“».
В июне премьера спектакля «Таланты и поклонники» по пьесе А. Островского (постановка руководителя, художник М. Смирнова, в главных ролях: А. Резункова, Ю. Лобов, Т. Кондратьева, В. Шаманин, М. Веселова, Е. Умаров, К. Хабенский, Ю. Кудров).
Значительные перемены в материальном и организационном положении «Субботы». Спонсоры – кооператив «ОРПО» покупают для «Субботы» автобус, появляется новая техника, аппаратура, рекламные фильмы о «Субботе».
Теперь театр ставит перед собой цель удержаться на плаву в материальном отношении, для этого готовятся новые спектакли, как например, «Чемодан чепухи» по пьесе Л. Петрушевской (премьера в октябре, постановка В. Абрамова, в гл. ролях: Е. Умаров, В. Шаманин, И. Дядюра, А. Резункова, К. Хабенский) и детские ёлки. Обновляются декорации для трилогии (единая модель М. Смирновой), удачно восстанавливаются «Окна, улицы, подворотни» с новыми исполнителями: Ю. Марцуль, О. Максимовой, А. Резунковой.
1991
В феврале, после тяжелейшей подготовительной работы — премьера «Томление души Риты В.». Сценарий и постановка руководителя, в ролях: М. Веселова, Т. Кондратьева, К. Дестилятор, А. Резункова, О. Яковлева, В. Мальков, В. Абрамов, К. Маркин, В. Шаманин. Успех несомненный. Критики единодушно определяют спектакль, как нечто совершенно необычное, уникальное. Театр едет на коммерческие гастроли в г. Тихвин, затем в Таганрог. Актёры пытаются спасти материальное положение театра. Во время гастролей в Таганроге состоялась премьера спектакля «Несколько историй из жизни обитателей зачарованного леса» по сказке А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (сценарий и постановка В. Абрамова).
1992
Февраль — юбилей художественного руководителя театра. В рамках юбилея показан спектакль «Томление души Риты В.» и юбилейный капустник, для посетителей были выпущены в свет специальные денежные знаки — юрики, за которые можно было в субботовском кафе приобрести любой напиток. Февраль — премьера спектакля «Шляпа волшебника» по мотивам сказок Т. Янссон. Сценарий, постановка и сценография В. Абрамова, художник по костюмам М. Воробейчик, музыка Е. Умарова.
Апрель — премьера спектакля «Свадьба с генералом» по произведениям А. П. Чехова. Сценарий и постановка Юрия Смирнова-Несвицкого, костюмы М. Воробейчик, сценография М. Смирновой-Несвицкой. В ролях: В. Абрамов, Т. Кондратьева, А. Резункова, И. Умикова, В. Шаманин и др.
Май — участие в фестивале в Швеции, г. Болнес со спектаклем «Томление души Риты В.». Спектакль имеет шумный успех.
Сентябрь — Ю. Смирнов-Несвицкий на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов набирает актерско-режиссерский курс, ядро которого составили актеры театра: А. Резункова, Т. Абрамова, К. Маркин, О. Яковлева, К. Пантелеев и др.
1993
Март — премьера спектакля «Тряпичная кукла» по пьесе У. Гибсона, постановка и сценография В. Абрамова, художник по костюмам М. Воробейчик, музыка Е. Умарова. В ролях: А. Резункова, О. Яковлева, К. Пантелеев, Т. Абрамова, В. Шаманин, К. Щекотова и др.
Май — премьера «Ночь нежна» сценарий и постановка Ю. Смирнова-Несвицкого, сценография В. Павлюк, костюмы М. Воробейчик. В ролях: Михаил Разумовский (Дик), Ирина Умикова (Николь), Маргарита Веселова (Бэби Уоррен), Владимир Абрамов (Франц), Татьяна Абрамова (Огюстин), Юлия Марцуль (Керолайн), Анастасия Резункова (Розмери), Кирилл Маркин (Томми).
Публикация — Скорочкина О. Джаз со слезой. Роман «Ночь нежна» Френсиса Скотта Фицджеральда на сцене театра «Суббота» в постановке Юрия Смирнова-Несвицкого // Смена. 5 июня 1993.
В августе происходит первая официальная регистрация профессионального театра. «Суббота» регистрируется как частный театр. В составе учредителей: 3 коммерческие структуры и Ю. Смирнов-Несвицкий, как физическое лицо. Театр надеется на своих учредителей, но уже осенью становится ясно, что надежды были напрасны. Руководство театра обращается за помощью в Комитет по культуре Санкт-Петербурга.

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!