29 октября прошел последний показ спектакля «Митина любовь»
Легендарная постановка Юрия Александровича Смирнова-Несвицкого стала одной из первых премьер обновленной «Субботы». В ней играли молодые тогда актеры Андрей Гульнев и Максим Крупский. Но этот спектакль был шире чем просто театральная постановка, помимо блестящей актерской игры, которая все эти без малого двадцать лет воскрешала на сцене мир бунинской прозы, мягкой режиссуры, направленной на создание той самой неуловимой атмосферы великих произведений первого русского нобелевского лауреата, спектакль стал своеобразной театральной рефлексией, и как следствие, толчком к созданию последней книги Юрия Александровича – «Бунин.Тихое чтение». После премьеры «Митиной любви» театральный критик Надежда Таршис писала: «Замкнутый, заколдованный мир бунинской прозы двадцатых годов, написанной в Швейцарских Альпах, разомкнут в мир сегодняшний. Студийное «нутро» театра «Суббота» подразумевает эту открытость, распахнутость композиции в современность. И каким же глубоким, трагедийно звучащим оказалось на этот раз сопряжение времен. Жар страсти, студеный ветер истории, обрывки черновиков на полу сцены…»
Театр бережно хранил этот спектакль в репертуаре. К 15-летию постановки обозреватель газеты «Культура» писал: «Белый спектакль под названием «Митина любовь» идёт в Театре-студии «Суббота». Это – сюита о любви из повестей и рассказов Ивана Бунина: «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», «Солнечный удар», «Петлистые уши», «Ида». Сценический образ воплощён режиссёром Юрием Смирновым-Несвицким и художником Марией Смирновой-Несвицкой. Довольно смелая затея вывести на сцену несказанное, неизъяснимое бунинское настроение, которое с редкой художественной тонкостью своеобразными, свойственными ему одному приёмами передавал писатель и заставлял читателя переживать и чувствовать вместе со своими героями. А ведь это почти недостижимо и в письме, и в речи, говорит герой рассказа «Ида»:
«А теперь позвольте спросить: как изобразить всю эту сцену дурацкими человеческими словами? Что я могу сказать вам, кроме пошлостей, про это поднятое лицо, освещённое бледностью того особого снега, что бывает после метелей, и про нежнейший, неизъяснимый тон этого лица, тоже подобный этому снегу, вообще про лицо молодой, прелестной женщины, на ходу надышавшейся снежным воздухом и вдруг признавшейся вам в любви и ждущей от вас ответа на это признание?».
Авторы спектакля почувствовали несомненную связь в выбранных произведениях Бунина, им, в целом, удалось отразить «светоносность совершенно теперь опустевшего, безмолвного мира» России Ивана Бунина».
Прощаться с любимыми постановками всегда не просто. Последний спектакль прошел на подъеме. И в памяти зрителей «Митина любовь» останется как нежный и чувственный импрессионистский спектакль о любви и навсегда утраченной родине.