Андрею Сидельникову – 50!
12 марта исполнилось 50 лет лавному режиссеру нашего театра Андрею Николаевичу Сидельникову!
В «Субботу» Андрей Сидельников пришел уже состоявшимся режиссером. За плечами был опыт работы режиссером в петербургском Театре на Литейном и главным режиссером в легендарном Иркутском ТЮЗе; многочисленные постановки в российских театрах. Возглавив «Субботу» в 2018 году на волне громкого успеха яркого и взрывного «Ревизора», режиссер, который к этому моменту выпустил в «Субботе» драйвовый «#ПрощайИюнь» по А. Вампилову и социальную драму «Офелия боится воды» Ю. Тупикиной, стал строить новый театр.
Сохраняя традиции и память о своей истории «Суббота» под руководством Сидельникова в последнее пятилетие кардинально поменяла свою художественную программу, перестав быть театром одного человека, открыв свои двери разным творцам.
Помимо спектаклей самых разных режиссеров в «Субботе» появилось новое творческое экспериментальное пространство, заработал конкурс-фестиваль современной драматургии «Stories». Стали появляться специальные проекты, возникла отдельная программа театрализованных концертов. После значительного перерыва театр стал активно ездить с гастролями, принимая участие в престижных российских и международных фестивалях, в том числе в фестивале Национальной театральной премии «Золотая маска». В 2022 г. состоялись большие гастроли в столице. Всего этого не могло состояться без решимости и воли главного режиссера.
С приходом Сидельникова «Суббота» ушла от келейности и замкнутости, раскрылась «городу и миру». О театре вновь заговорили в профессиональном сообществе, а фестивали и события «Субботы» стали привлекать интерес широкой городской аудитории.
Новое дыхание театру придали постановки Сидельникова: «Лёха», «Вещь», «Марево любви» и «Друг мой». Они выполнены в непохожей друг на друга театральной стилистике и знакомят публику с различными формами театрального зрелища.
«Лёха» по пьесе Юлии Поспеловой — спектакль в нетеатральном пространстве — старой ленинградской квартире, где зрители оказываются фактически участниками действия, а подлинный, знакомый каждому предметный мир старой квартиры рождает у публики очень личные ассоциации, дополняя лирическое путешествие в прошлое наших родителей, дедушек и бабушек. Лиризм, музыкальность и легкая сентиментальность свойственны Сидельникову, хотя этими качествами не исчерпывается его режиссерский почерк.
Гораздо жестче звучит пронзительная драма Сидельникова «Вещь» по пьесе «Бесприданница». Мир героев Островского из уютного купеческого городка перемещен в почти виртуальную реальность с Led-экранами, неоновыми лампами и металлом, в котором без-душные персонажи, сами без пяти минут то ли роботы, то ли гаджеты, методично борются за право овладеть живым человеком, чудом сохранившейся среди этого мира Ларисой Огудаловой, пленяющей своей искренностью и глубиной переживаний. «Бесприданница» Островского, в версии Сидельникова вслед за гоголевским «Ревизором» предстает перед нами не школьной классикой в костюмах из жизни XIX века, а острой, нервной и очень современной историей о нас сегодняшних.
Андрей Сидельников из тех редких режиссеров, кто умеет ставить комедии смешно. Легкость, музыкальность и азарт, которые режиссер придал героям своих комедийных спектаклей в «Субботе», пленили публику, сделав и «#ПрощайИюнь», и «Ревизор» хитами современного репертуара.
В «Марево любви» — внешне буйной комедии о прекрасном чувстве, режиссер сделал попытку создать веселый, бесшабашный, но при этом философский спектакль. В нем за безумием театральных страстей речь идет об очень серьезных проблемах современных отношений людей в мире. В любви подчас так непросто достичь взаимности. Наблюдать за подобными нестыковками со стороны – очень забавно и даже смешно. Тысячи комедий построены на подобном эффекте. Но если к людским обидам, противоборству чувств примешиваются государство, борьба за власть, военные конфликты? Взяв интеллектуальную, философскую пьесу Клима режиссер открывает ее с помощью игрового театра, превращая в шутку для взрослых, где есть место и бурному веселью простаков и глубокой печали главных героев, и мареву любви с парадоксальным хэппи-эндом в финале. Показывая любовь по-бунински, как апоплексический удар (с прозой Бунина Сидельников знаком не понаслышке – одна из лучших его постановок в Театре на Литейном – «Митина любовь»), режиссер дает нам понять, что перед этой высшей силой не способны устоять даже самые упрямые интеллектуалы, решившие спрятаться от чувств в тайном саду Гермократа.
Первой работой Андрея Сидельникова в этом сезоне стал спектакль «Друг мой» по пьесе Константина Стешика. Об премьере, несмотря на то, что спектакль вышел недавно, уже написано много статей. Монопьеса белорусского драматурга на сцене получила многообразие сценических персонажей. Помимо главного героя в ней появились и друг, и крепкий парень с его семьей, и сердобольная Дворничиха, спасающая друзей и многие другие. Ночное путешествие, произошедшее то ли в реальности, то ли в нашем воображении, получилось у режиссера, любящего и громкую музыку, и театральный свет, и цвет, и сценические эффекты, на удивление камерным, выстроенным преимущественно на полутонах, тенях (в спектакле буквально есть два героя, обозначенные в программке – Тени), полунамеках. В этом спектакле знак предмета, знак действия, обозначение направления взгляда значат гораздо больше, чем сами предметы, действия, люди/тени. В момент, когда уровень агрессии в обществе стал зашкаливать, режиссер создал тонкий, тихий и человечный спектакль, призывающий искать в себе того живого, настоящего и неравнодушного человека, который умеет любить и принимать мир, чувствовать и видеть его божественную красоту, прощать и помогать нуждающимся, невзирая на их слабости и пороки.
И кажется, что в этом стремлении Андрея Сидельникова говорить со своими зрителями о живом, изменяющемся человеке, его чувствах, его заблуждениях и страстях и есть то главное, что сегодня на сцене «Субботы» и составляет сущность живого театра.
Свой юбилей режиссер встречает в работе. Андрей Сидельников репетирует «Планету людей» по мотивам книги Антуана де Сент-Экзюпери. Премьера намечена на конец апреля.
Здоровья, благополучия, вдохновения и куража!
Пусть все задуманное получается!!!