Логотип Театра "Суббота"

«Море» – майская премьера в «Субботе»

14 и 15 мая и 5 июня 2025 г. на основной сцене театра премьера спектакля режиссера Марка Букина и премьера пьесы драматурга Ирины Смагиной «МОРЕ».

Двое влюбленных ждут прилива на берегу северного моря. В их живом ироничном разговоре под плеск волн и крики чаек, полном уколов и расставленных друг для друга ловушек, разворачивается история любви длиною в жизнь. Море, конечно, не только водное пространство, но и метафора отношений, полных тайн, недомолвок и невысказанных вовремя чувств. Трогательную, а временами смешную историю о нежной любви на пороге жизни в «Субботе» исполнит звездный дуэт Софья Андреева и Виталий Гудков.

«Для меня очень важно, что пьеса «Море» — это универсальная история, не привязанная конкретно к сегодняшнему дню. Она могла произойти двадцать или пятьдесят лет назад, могла случиться вчера и может повториться через сто лет».

Автор спектакля — режиссер Марк Букин

Идея спектакля родилась благодаря фестивалю современных коротких пьес Stories, который ежегодно проводит театр «Суббота». Новая пьеса вошла в шорт-лист Шестого конкурса и с большим успехом была представлена на сцене «Субботы» в форме эскиза спектакля во время фестиваля. Спустя три с половиной месяца театр представляет премьеру.

Отзывы прессы:

«Сильным полюсом Stories стал замечательный эскиз режиссера Марка Букина по пьесе Ирины Смагиной «Море». Работа понравилась практически всем и понятно почему — это уже практически готовая постановка, мастерски сделанная на одном дыхании двумя актерами в кратчайшие сроки. В эскизе совпало многое, в нем была нащупана тонкая грань игры настроений, недоговоренностей и воспоминаний двух пожилых людей из дома престарелых в беккетовской стилистике, о которой также вспоминалось не раз во время обсуждений.

Меня поразил медитативный рефрен эскиза/пьесы «слушай море», настойчиво произносимый персонажем Она (Софья Андреева) в разных регистрах ее состояний, на который остро и эмоционально реагировал Он, другой герой истории (артист Виталий Гудков).

Марку Буркину удалось «вытащить» на сценическую площадку разнообразное «море» коллизий и смыслов пьесы и сделано им это было филигранно и трепетно — и сценографически, и музыкально, и через великолепную актерскую игру.

«Море» как аллюзия человеческой жизни с ее приливами и отливами, в котором долгое дыхание жизни прерывается коротким выдохом смерти, задает синкопический темпоритм всему эскизу. Актерам удалось прожить историю в разных режимах: телесно-пластически-танцевально и используя разные сценические языки от буффонады до психологизма и даже (в середине) неожиданную перформативную интерактивность в зрительный зал».

Гульмира Мирзакеева, журнал «Летающий критик»

«Финальный эскиз «Море» — и сразу два основополагающих конфликта в основе. Мужчина vs женщина, жизнь против смерти. Такая серьезная внутренняя заявка на старте минута за минутой разворачивается и раскручивается, раскрывается все новыми и новыми гранями, переходя раз за разом на следующий уровень. О чем эта история? О любви длиною в жизнь и неминуемой поступи смерти, о верности и лжи, о слепоте (реальной и образной) и обезноженности (здесь тоже символизм!). Но это не лирическая нежная зарисовка и не банальная слезливая мелодрама. И не драма даже вовсе, если уж начистоту. Здесь также очень силен удельный вес абсурда, неприкрыто видны явные отсылки к классику жанра Беккету, здесь игра как ведущий метод возведена в абсолют, здесь театр помещен в театр — только успевай снимать смысловые слои. Может, этой истории и не было вовсе, и она существует лишь на уровне воображения — такой вариант вовсе не исключен. Режиссер Марк Букин как-то особенно бережно и тонко сделал свой эскиз по пьесе Ирины Смагиной, и половина успеха работы честно лежит на блестящей актерской игре Софьи Андреевой и Виталия Гудкова».

Марина Константинова, сайт MuseCube: Территория творческой свободы

«Камерная пьеса-игра обволакивает таинственностью. Она спрятана в действиях и диалогах героев, боящихся показаться уязвимыми, чувствующими. Чем дальше, тем меньше понимания, где правда, а где ложь. Режиссер Марк Букин развивает линию недосказанности, уходя в аккуратный, не изобилующий внешними проявлениями абсурд: на сцене два исполнителя — Софья Андреева и Виталий Гудков. Чередование интонаций позволяет создать парадокс самой жизни, показанный на примере взаимоотношений Его и Ее. Герои постоянно «перебегают» от одного возраста к другому, сцены-воспоминания превращены в реальность.

На сцене понятная в своей непонятности, наполненная фантасмагорией игра человеческих состояний».

Евгения Бачило (Беларусь), Петербургский театральный журнал

«…А потом было «Море». Северное. Сентябрьское. Безбрежное. Оно ощущалось физически и было не фоном, а полноправным участником событий. Искусное создание режиссера Марка Букина и актеров Софьи Андреевой и Виталия Гудкова по пьесе Ирины Смагиной — поэтическая новелла о любви, в которой нет правых и виноватых, просто жизнь складывается подчас странным образом и время течет, не останавливаясь. Время — еще один одушевленный персонаж эскиза. Слияние природы и человеческого естества столь совершенно, что возникает вопрос: или это герои пытаются расслышать нечто в грохоте волн или само море прислушивается к их неспешной беседе. Невольно вспомнились строки Пабло Неруды:

«Где умирают птицы?

Сколько лет сентябрю?

И слышит ли море то, что я говорю?»

И подумалось: разговор состоялся в реальности или подобно неотправленным письмам остался внутренним монологом каждого из его участников?! Но если смерти нет, и множество миров существуют одновременно, и море дышит и слышит, и остается бессмертным, то где-то пересекаются и могут быть услышаны непрозвучавшие слова и бродит ясноглазый ангел по имени Геля... А может быть все это морок, иллюзия, обман... Этот эскиз можно было бы просто слушать, закрыв глаза, и понять и прочувствовать все то же самое: в голосах актеров, их интонации заключено нечто большее, чем то, что можно увидеть. И вновь аналогия из мира литературы, на сей раз из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Светлана Рухля, журнал «Петербургский театрал»

ПОДРОБНЕЕ О СОЗДАТЕЛЯХ ПОСТАНОВКИ:

Драматург:

Ирина Смагина

Родилась в Беларуси, в городе Гродно. Окончила Московскую академию образования. Поступила на режиссерское отделение факультета кино и телевидения, на курс Б. А. Григорьева и Ю. В. Кара, в процессе обучения перевелась на актерское отделение. На протяжении учебы писала сценарии для коротких кино короткого метра. В 2010 г. несколько коллег защищались киноработами по ее сценариям.

В 2012 г. написала первую пьесу. Полноценно вернулась к драматургии в 2020 г., в период пандемии. С 2022 г. участница драматургических конкурсов. Пьесы Смагиной: «Ба», «Бывшая прибывшая», «Двое в комнате, не считая Менделеева», «За мылом», «ЗАГС», «Лифт» попали в лонг-лист конкурса «Время драмы». Пьесы «Спилберг», «Он, она и его жена», «Монолог актрисы» попали шорт-листы конкурса «Время драмы».

Спектакли по пьесам Ирины Смагиной идут в Москве, Бугульме, Северске.

В 2024 г. пьесы драматурга стали востребованы за рубежом. Состоялась премьера в Израиле. Сразу два спектакля по ее пьесам репетируется в Болгарии и планируется постановка пьесы в Красноярске.

Автор спектакля:

Марк Букин

Родился в с. Новоникольск Приморского края. В 2015 г. окончил Дальневосточную государственную академию искусств. В 2021 г. — магистратуру Московского института современного искусства по специальности «режиссура драмы», мастер курса — Б.Л. Мильграм. С 2016 г. — в Пермском академическом Театре-Театре.

Осуществил более десятка постановок в Перми, Новосибирске. С 2017 г. участник режиссерской лаборатории Ю. Бутусова в СТД РФ. С 2021 г., оставаясь режиссером основной сцены Театра-Театра, возглавил площадку «Сцена-Молот» в Перми.

Педагог актерского мастерства Московского института современного искусства (набор 2019 и 2024 годов), целевой набор при Пермском академическом Театре-Театре.

Обладатель Гран-при и лауреат Конкурса самостоятельных режиссерских работ им. З. С. Гришко в номинации «Лучшая режиссерская работа» Приморского отделения Союза театральных деятелей России за спектакли: «Три сестры» А.П. Чехов (Владивосток, 2013), «Макбет» У. Шекспир, «Женитьба» Н.В. Гоголь и «Чайка» А.П. Чехов (Владивосток, 2015).

Награжден благодарственным письмом Министерства культуры Пермского края, 2024 г.

Постановки режиссера идут на основных сценах Пермского академического Театра-Театра, Челябинского академического драматического театра им. Н.Орлова, Новосибирского академического театра «Красный факел» и др.

Постановка «Ромео и Джульетта» Марка Букина в театре «Красный факел» вошла 2024 г. в лонг-лист лучших российских спектаклей сезона Национальной театральной премии «Золотая маска».

Премьера «Море» — первая работа режиссера в Санкт-Петербурге.

Исполнители:

Актриса Софья Андреева

Родилась в Петербурге. Окончила Российский государственный институт сценических искусств по специальности «Актерское искусство». В том же году принята в Санкт-Петербургский театр «Суббота». Ведущая артистка труппы. В текущем репертуаре Софья Андреева играет более 30 ролей, большинство из которых главные.

Творческие достижения актрисы отмечены благодарностями и благодарственными грамотами Комитета по культуре Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга, государственными и профессиональными премиями. Зрительское и профессиональное признание актриса получила не только в ролях на петербургской сцене, но и во время многочисленных успешных гастрольных выступлений в различных городах России и за ее пределами, на всероссийских и международных фестивалях.

О работах актрисы регулярно пишут критики, в 2023 г. в авторитетном профессиональном издании «Вопросы театра» был опубликован подробный актерский портрет С. И. Андреевой, где были проанализированы главные роли актрисы за последние годы. (Прочитать статью)

В 2024 г. актриса стала лауреатом двух престижных премий — Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (за роль в спектакле «Опера нищего») и лауреатом Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства (за главную роль в спектакле «Планета людей»).

Премьера в спектакле «Море» — новая главная роль актрисы в 2025 г.

Актер Виталий Гудков

Родился 1987 году в Новосибирске. В 2008 году окончил Новосибирский государственный театральный институт. До 2013 г. служил в новосибирских театрах «Красный факел» и «Первом Театре». С 2016 г. в петербургском театре «На Литейном», где играет ведущие роли в спектаклях С. Морозова, А. Кузина, А. Сидельникова, Я. Туминой, К. Люкевича и др. Также сотрудничает с Театром Наций (Москва) и другими театральными проектами.

Пробует себя в режиссуре. Спектакль В. Гудкова «Рассказы» по прозе В. Шукшина стал в 2024 г. номинантом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

В «Субботе» с 2023 года. Играет Сальери и Дон Гуана в спектакле А. Сидельникова «Маленькие трагедии». В 2025 г. репертуар артиста пополнился главными ролями в премьерах театра «Суббота» — «Лицо сестры в сиянии стекла» А. Сидельникова по мотивам произведений Т. Уильямса и в «Море», где артист играет в дуэте с Софьей Андреевой.

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!