Владимиру Шабельникову – 50!
Сегодня 50-летний юбилей отмечает один из главных людей актерской компании «Субботы» — артист Владимир Шабельников.
За без малого два десятилетия, которые он служит в нашем театре Шабельников сыграл с полсотни ролей, большая часть из них — главные.
Если попробовать обобщить разные, часто непохожие друг на друга образы, созданные артистом, то главной станет тема глубокого внутреннего одиночества и трагическая невозможность преодоления человеком этого состояния. Герои Шабельникова могут казаться зрителям очень смешными, нелепыми, либо, наоборот, исполненными глубокого внутреннего драматизма. Это могут быть добрые малые или злодеи, герои и просто обыватели. И все же экзистенциальное одиночество присуще каждому из них.
За минувший год Владимир Шабельников сыграл две новые роли.
В комедии «Никто не приехал» Ивана Бевза и Тимура Кулова артист исполнил роль отца семейства, мужа-подкаблучника главной героини — хозяйки литературного фестиваля. Простой, прямолинейный мужик из глубинки, который глядит на мир, как баран на новые ворота, живет почти деревенской жизнью, но при этом в душе неловко и неуверенно тянется к прекрасному под неуклонным присмотром властолюбивой бой-бабы жены. Они искренне и по-простому влюблены в родную культуру, без столичных рефлексий и вполне по-хозяйски: и романс на музыку Рахманинова споют на фестивале, на пиле сыграют, и — заодно — женишка для дочки присмотрят из приехавших. Всё — для дела, всё в семью.
В декабре Шабельников пополнил коллекцию своих «чудиков», сыграв в премьере «Реникса» режиссера Татьяны Ворониной чеховского доктора Чебутыкина (спектакль сделан по мотивам «Трех сестер»). Пьяненький, неприкаянный и долговязый доктор в нелепых шортах со своими старыми газетами, тазиком и советскими чайными чашками смотрится полуюродивым, особенно когда выходит со стареньким радиоприемником, из которого льется музыка давно ушедшей эпохи. Этот мнимый доктор (у Мольера есть мнимый больной, а вот у Шабельникова получился мнимый доктор) с блаженной улыбкой, которому все равно на всё в последние лет сто двадцать, вдруг пронзительно бросит в микрофон всем собравшимся: «А у Наташи романчик с Протопоповым, а вы не видите...» И уйдет неуверенной, как будто извиняющейся походкой. Чебутыкин в «Рениксе» отодвинут на дальний план, убран в угол, поближе к картотечным ящикам памяти, кажется, его и самого скоро отправят в один из таких ящичков. Шабельников играет списанного человека, его Чебутыкину намного комфортнее быть в зоне несценической, там, где обитает жена Вершинина, материализованная в этом спектакле — и возникает пара ненужных людей. Но ведь он еще жив!
Вот такого необыкновенного Чебутыкина сочинил артист для этого спектакля — заживо забытого, горького, но бесконечно доброго и любящего эгоистичных людей и выплюнувшую его жизнь.
Одной из главных ролей сегодняшнего репертуара Владимира Шабельникова стала роль взрослого Антуана в «Планете людей», альтер-эго автора романа — Экзюпери. Герой Шабельникова с высоты своего опыта наблюдает за собой же молодым, как бы вновь проживая на сцене самые сложные и самые яркие эпизоды прошлого, осмысливающий жизнь, полную драматических и увлекательных путешествий, в которых герой и его друзья оказываются на грани смерти. Зачем все эти рискованные поступки молодости, ради чего? Оказывается, не ради славы, денег, дружбы и даже не ради любви. А ради того, чтобы познать самого себя и вернуться к себе настоящему — тому маленькому Моцарту, который дарован в этом мире каждому человеку, но не всякий способен развить и сохранить в себе этот божий дар. В финальном монологе, который актер играет замечательно точно, не форсируя звук, обращаясь прямо в зал к каждому зрителю. (И действительно, невероятным образом Шабельников достигает этого эффекта: чтобы каждому в зале казалось, что герой говорит, обращаясь именно к нему лично.) Артист за время этого ключевого для спектакля, собирающего его многочисленные смыслы монолога дарит зрителям надежду, дает возможность заглянуть внутрь себя и попытаться вспомнить то главное, ради чего каждый приходит в этот мир.
Перечислить все замечательные работы актера на сцене «Субботы» в формате поздравления невозможно. Это и титулованная роль Питунина в «Спасти камер-юнкера Пушкина», и Гермократ в «Марево любви», и нервный Карандышев в «Вещи», и запутавшийся во лжи герой гельмановской «Скамейки», и добрейший мистер Уэбб из «Нашего городка», и колоритный Золотуев в «ПрощайИюне», и, конечно, Готфрид в «Трех товарищах», с которого, по сути, все и началось в его актерской карьере. А сколько блестящих работ в спектаклях для детей! Сколько сыграно прекрасных ролей в нулевые и десятые годы!
Но хотелось бы вспомнить как будто случайную роль, которую актер сыграл пока лишь однажды. Владимир Шабельников вышел на сцену в роли Дон Кихота Ламанчского. Безусловно, эта роль его. И артист мог бы не только развиваться в ней творчески и профессионально, но и жить ею долгие годы. В трактовке Шабельникова «хитроумность», присущая герою в исполнении Александра Лушина (главного исполнителя Дон Кихота в нашем спектакле), испарилась. На первый план вышла тема Рыцаря Печального образа, тема романтическая. В современном спектакле режиссера Кирилла Люкевича, пронизанном метамодернистской постиронией, Дон Кихот Шабельникова, как обломок старого мира, пребывал будто бы вне контекста — его роман давно завершен, литературная жизнь окончена, а он, словно в Дантовом лимбе, застрял в эрзаце легендарной, но испорченной бесконечными повторами литературной судьбы, стал заложником самого себя. И здесь вспомнить бы библейское «умножающий знание умножает печаль», но Дон Кихот Шабельникова, хотя и пронесся в своих доспехах сквозь века, как комета, заключенная в капсуле времени для того, чтобы преподнести нам урок трагического познания и трагического же принятия человеческого мира, преумножает не печаль — Любовь. Его герой так живет. Не сходя с места, спокойно, тихо, без громких фраз, потому что, как говорится в спектакле: «Время подвигов давно прошло». И, вместе с тем, неумолимо наступило, поставив каждого человека перед этим странным парадоксом и непростым выбором.
Не обладая большой медийной известностью, Владимир Шабельников — актер, которого знает и любит театральный Петербург. Приходя в Дом актера или другие театры, нередко можно услышать от худруков и главных режиссеров: «Как там Шабельников? Передавайте ему привет». Это неслучайно, потому что крупные роли, созданные актером, не роли-однодневки, а всегда глубокие и серьезные работы, которые живут долго.
Поздравляем артиста с юбилеем!!!
Ролей, вдохновения, творческих сил и азарта! Впереди много интересного!