Логотип Театра "Суббота"

Stories в «Субботе»: о боли и конфликтах

Источник: сайт Musecube, 21 января 2025 г.

Автор: Марина Константинова

Источник: Musecube

Международный конкурс коротких пьес Stories к шестому году своего существования уже  стал важным заметным событием театрального ландшафта, а заодно – хорошей доброй традицией и долгожданной встречей друзей и коллег. 18 и 19 января петербургский театр «Суббота» вновь гостеприимно распахнул свои двери, чтобы собрать всех, кто желает оценить свежие драматургические веяния, увидеть своими глазами режиссерские воплощения лучших конкурсных текстов, а также принять участие в живом эмоциональном обсуждении увиденного. Помимо рядовых зрителей, в дискуссии принимали участие журналисты, критики, драматурги, ридеры Stories.

А говорить было о чем: за два фестивальных дня публике было представлено шесть совершенно разных по духу и стилистике эскизов. Впрочем, все они сложились в определенную концепцию – случайно ли, преднамеренно ли  – так и осталось неизвестным. Режиссеров волновало как общее, так и частное, они выносили на суд зрителей и четко выраженную личную рефлексию, и по-настоящему глобальные философские вопросы.

Лейтмотивом первого дня стала боль. Режиссер Аскар Галимов выбрал в качестве материала пьесу драматурга Александра Верёвкина-Орлова с интригующим названием «П». И действительно, интерпретировать эту букву в контексте данного сюжета можно было двояко. П– папа. П– потеря. Тривиальная по сути история о переживании и проживании смерти раскрывается по ходу действия целым рядом второстепенных, но крайне важных тем (переизбыток соцсетей в наши дни, одиночество в толпе, неумение выражать эмоции, отцовская холодная нелюбовь, опыт детской травмы, дисконнект между супругами). Глубокие переживания неумело маскируются простеньким юмором, но подлинная бездна молчаливого горя никуда не исчезает. Эта работа во многом обязана своим успехом безусловному актерскому таланту Владислава Демьяненко, исполняющему этот моноэскиз искренне и проникновенно.

Отсутствие боли – в сущности, тоже особого рода боль. Рассуждением на эту тему занималась в своей пьесе «Показалось» драматург Алена Епина, а развитие данной идеи продолжил в одноименном эскизе режиссер Виталий Криницин. Эмоциональная глухота – причина или следствие проблем в жизни главной героини этой истории? Внятного ответа на этот вопрос мы так и не получим, повествование словно бы обрывается на полуслове, но пищи для размышления зрителям и так уже достаточно. Зарисовка из жизни современной молодежи была слаженно сыграна Кристиной Якуниной и Русланом Бальбуциевым.

Темой потери близкого человека закольцевался первый день показов. На этот раз в одной истории сошлись и первая чистая любовь, и первая невосполнимая утрата. Яркий броский эскиз Екатерины Шиховой «Гудбай, Китти» (драматург Лана Гранецкая, художник Катя Гофман) рассказывал о подростковом головокружительном романе, внезапной смерти возлюбленной главного героя и попытке обрести новую жизнь и новые чувства в ней. Здесь было много неприкрытых эмоций, узнаваемых и характерных для тинейджерских отношений примет и черт, хватало также музыки и юмора. Особый зрительский восторг вызывало каждое появление второстепенных персонажей (каких-то неприкаянных позитивных бродяг) в исполнении Владимира Шабельникова и Максима Крупского. Но и артисты главных ролей – Сергей Кривулев, Александра Маркина, Виола Лобань – были интересны и органичны в заданных образах.

Ведущей темой второго дня стал конфликт в том или ином его понимании. Ни на кого не похожий в своей специфической (но такой захватывающей!) режиссуре Роман Муромцев представил эскиз «День яйца» по пьесе Марии Бердинских. Здесь ключевое корневое противоречие лежит в устоявшемся противостоянии столицы и провинции. Но от социальной драмы эту во многом предсказуемую историю спасает львиная доля абсурда, просто запредельная его доза. Веселый сумасшедший балаган, тем не менее, позволяет себе несколько лиричных нот и дарит заслуженный хэппи энд. А бонус этого безумного представления – появление Станислава Демина-Левиймана и Алексея Кормилкина в образе канонических бабушек: в валенках и платках, с неизменным лузганьем невероятного количества семечек.

Режиссер Варвара Сополева частично осветила в своей работе «Бездомные» (пьеса Даши Че) неизменный конфликт людей, вынужденно проживающих на одной жилплощади. Мытарства молодой пары в поисках квартиры, вереница соседей со своими устоями, проблемами, разного рода жизненными ситуациями – вот основа этой истории. Эскиз предсказуемо вызвал у публики явное узнавание  деталей, обстоятельств, условий, породив живой эмоциональный отклик, но сам он при этом словно бы остался не до конца завершенным. Что, впрочем, не снижало принципиальным образом его качество, а актерская игра Владимира Абрамова, Татьяны Кондратьевой, Павла Лебедева, Киры Калашниковой и Дарьи Агеевой была представлена на должном уровне.

Наконец, финальный эскиз «Море» – и сразу два основополагающих конфликта в основе. Мужчина vs женщина, жизнь против смерти. Такая серьезная внутренняя заявка на старте минута за минутой разворачивается и раскручивается, раскрывается все новыми и новыми гранями, переходя раз за разом на следующий уровень. О чем эта история? О любви длиною в жизнь и неминуемой поступи смерти, о верности и лжи, о слепоте (реальной и образной) и обезноженности (здесь тоже символизм!). Но это не лирическая нежная зарисовка и не банальная слезливая мелодрама. И не драма даже вовсе, если уж начистоту. Здесь также очень силен удельный вес абсурда, неприкрыто видны явные отсылки к классику жанра Беккету, здесь игра как ведущий метод возведена в абсолют, здесь театр помещен в театр – только успевай снимать смысловые слои. Может, этой истории и не было вовсе, и она существует лишь на уровне воображения – такой вариант вовсе не исключен. Режиссер Марк Букин как-то особенно бережно и тонко сделал свой эскиз по пьесе Ирины Смагиной, и половина успеха работы честно лежит на блестящей актерской игре Софьи Андреевой и Виталия Гудкова.

Прошедшие Stories вновь порадовали всех собравшихся приятным разнообразием и подарили массу незабываемых впечатлений. Хочется надеяться, что установившаяся традиция не прервется, и уже через год мы получим возможность вновь оценить новые драматургические опыты, а также испытать особого рода эмоции от показов и обсуждений.

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!