Логотип Театра "Суббота"
Изображение основателя

Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий

1932 - 2018

Автор, создатель, художественный руководитель театра «Суббота», видный театральный деятель, театровед, доктор искусствоведения, профессор, кавалер ордена Дружбы.

Главное авторство Юрия Александровича состоит в том, что он создал свой Театр. Театр с особой образной системой, своей структурой и своими героями. При всем репертуарном разнообразии объединяющей художественной идеей «Субботы» стало постижение жизни как театра в глобальном его понимании. Потому в спектаклях «Субботы» отношения актера и роли часто приобретают неожиданную форму: сам актер оказывается героем представления, его собственная роль играет им, подобно тому, как в жизни «роли», выбранные человеком, подменяют его, формируют его личность и обуславливают характер.

Первой такой постановкой из серии авторских спектаклей «Субботы» о самих себе стал сохраняющийся на сцене полвека спектакль «Окна, улицы, подворотни», ставший, своего рода, визитной карточкой театра. Первые исполнители этой постановки играли на сцене эпизоды своей подлинной человеческой судьбы под собственными же именами. Тогда, на рубеже 1960-х 1970-х это был первый образец документального спектакля. Позже появились спектакли, рассказывающие о судьбах людей, приходивших в «Субботу», жизни самого театра. Уже после смерти Юрия Александровича на сцене театра появился еще один «авторский» спектакль – «Прощания не будет», созданный по дневникам основателя «Субботы». В нем актеры играют его самого, его жизнь от ранней юности к молодости и до зрелости.

Юрий Александрович является автором целого ряда пьес для своего театра, а также сценариев, созданных по прозаическим и драматургическим произведениям. Он работал с литературными произведениями совершенно свободно, порой радикально менял сюжетные линии и характеры самих персонажей.
Многие спектакли пронизаны прямыми высказываниями режиссера через тексты песен, которые написал он сам.
Как критик, Смирнов-Несвицкий был привержен повествовательному театру и непрерывному проживанию роли актером, это отчетливо видно во множестве его работ. Однако, как режиссёр он создавал другой театр. В соответствии с природой своего художественного мышления он был не склонен к повествованию, меньше всего его интересовали интрига и привычное фабульное развитие истории, в его спектаклях развивались темы. Отсюда и необходимость собственных сценариев, которые были построены — а вслед за ними и спектакли — как многоэпизодные композиции. И среди множества волнующих, острых и важных тем, главной темой его театра оставалась любовь, её испытания, искажения, неизбежность. Без неё ни творить, ни полноценно жить невозможно.
Юрий Александрович дал путевку в жизнь многим известным деятелям театра и кино. Среди них: Семен Спивак, Анжелика Неволина, Александра Яковлева, Григорий Гладков, Константин Хабенский, Татьяна Абрамова и многие-многие другие.
Студия театра, которую создал Смирнов-Несвицкий, долгие годы давала возможность творчески развиваться огромному числу ленинградцев и петербуржцев. Не все из них стали артистами и режиссерами театра. Кто-то ушел в кино, музыку, преподавательскую работу, медицину. В самых разных сферах можно найти бывших субботовцев, но все, кому посчастливилось столкнуться с талантом, профессионализмом и фанатичной преданностью делу режиссера и ученого, с огромной благодарностью вспоминают время, проведенное вместе с Юрием Александровичем.

Факты биографии и научной деятельности

Родился 23 февраля 1932 в Ленинграде.

В 1956 г. окончил театроведческий факультет Ленинградского государственного театрального института им. А. Н. Островского. Юрий Александрович получил великолепное образование. В институте тогда преподавали выдающиеся педагоги: С. Данилов, М. Португалова, Вс. Успенский, Ю. Головашенко, Е. Финкельштейн, Л. Левбарг, мастера: Б. Петровых, Л. Вивиьен, Л. Макарьев, А. Кацман, Р. Авербух и др. Он активно участвовал в работе уникального курса режиссуры и актерского мастерства на театроведческом факультете (руководитель – Б. П. Петровых), в которой будущие теоретики театра активно занимались практикой. Сегодня так работают многие театральные школы в Европе. Но в отечественной истории – это произошло единожды. Среди выпускников этого курса был Ю. Смирнов-Несвицкий.

По окончании учебы, по распределению работал в Челябинске:
1956–1957 – преподаватель курса основы режиссуры в Челябинском училище культуры.
1958–1960 – литературный сотрудник редакции «Челябинский рабочий».
В эти же годы – основатель и руководитель Городского любительского молодежного театра.

Вернувшись в Ленинград, в 1960 г. поступил в аспирантуру ЛГИТМиКа.
В 1965 году защитил Кандидатскую диссертацию «Стилевые поиски современной советской режиссуры. (Из опыта постановки драмы А. Н. Арбузова “Иркутская история”) .
1963–1985 – старший научный сотрудник НИО Ленинградского института театра, музыки и кинематографии;

18 марта 1969 г. – основал театр-клуб «Суббота», которым руководил вплоть до своей смерти в 2018 году.

5 октября 1982 г. защитил Докторскую диссертацию «В. В. Маяковский и советский театр».
В 1980-е г. участник семинаров по режиссуре П. Фоменко и А. Эфроса.

1985–1990 – заведующий НИО Ленинградского института театра, музыки и кинематографии;

1993–1995 – зав. кафедрой театрального искусства Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

1995–1997 – профессор кафедры режиссуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

1990–2006 – заместитель директора по научной работе Российского института истории искусств (РИИИ).

2006 – 2015 – главный научный сотрудник сектора театра Российского института истории искусств (РИИИ). Сфера научных интересов: творчество В. Маяковского, Е. Вахтангова, И. Бунина.

Итоги – десятки спектаклей и учеников, несколько книг и множество научных и критических статей.
Скончался 17 ноября 2018 года.

Книги / Статьи / Интервью

КНИГИ:

Ю. А. Смирнов-Несвицкий. О многообразии сценических решений. М., 1964

Ю. А. Смирнов-Несвицкий. Ключ к образу. Размышление о способах игры в современном советском театре. Л., 1970

Ю. А. Смирнов-Несвицкий. Зрелище необычайнейшее: Маяковский и театр. Л., 1975

Ю. А. Смирнов-Несвицкий. Еще одна жизнь. М., 1979

Ю. А. Смирнов-Несвицкий. Вахтангов. Л., 1987

Ю. А. Смирнов-Несвицкий. «Тихое чтение. Мой Бунин». СПб., 2012

Ю. А. Смирнов-Несвицкий. Дневники / публ. и коммент. Д. Д. Кумуковой / Российский институт истории искусств. – СПб., 2022. 204 с., 20 л. ил.

*

СТАТЬИ о Ю. А. Смирнове-Несвицком:

Статья А. Пасуева в блоге ПТЖ к 80-летию Юрия Александровича

«Суббота» — молодежный театр игры и лирической исповеди (к 40-летнию театра)

Фестиваль «Весна на Звенигородской улице»

Интервью с автором

Театру «Суббота» 30 лет

Театру «Суббота» 35 лет

Театру «Суббота» 20 лет

*

СТАТЬИ Ю. А. Смирнова-Несвицкого:

Статьи Ю.А.Смирнова-Несвицкого в «Петербургском театральном журнале»

Как «Суббота» ездила на БАМ // Аврора. 1977. № 7. С. 48-51

О «Субботе» // Народные театры. Взгляд со стороны: Сами о себе. М. «Искусство», 1981. С. 222

*

ИНТЕРВЬЮ:

Елена Ливси. Интервью к 82-летию Юрия Смирнова-Несвицкого в Комсомольской правде

Пряхина Мария. Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий: Театр для особого зрителя // Деловой Петербург. 14 декабря 2007. С. 3.

Скорочкина Ольга. Любительство – как первый поцелуй // Невское время. 27 марта 1999

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!