Логотип Театра "Суббота"

5 причин не пропустить спектакль «Вещь» в театре «Суббота»

Автор: Ирина Зайцева

Арт-журнал «Около»: 15 сентября 2020

Источник: Арт-журнал «Около»

15 и 16 сентября в театре «Суббота» зрителям представится возможность посмотреть на «Бесприданницу» А.Н. Островского с нового ракурса. Постановка под названием «Вещь» Андрея Сидельникова заслуживает внимания. И на это есть как минимум пять причин.

«Вещь» актуальна. Сцена представляет собой зал ожидания в аэропорту будущего в стилистике «Зала ожидания» Йоса Стеллинга. Словно сошедшая с картины Эдварда Хоппера официантка в бесконечном рефрене вытирает прилавок, танцует под мелодичную гитарную музыку и каждые 10 минут замирает в рекламной паузе. Двое других официантов, как персонажи Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», ждут прибывающих пассажиров, дезинфицируют столик в кафе с рекламным слоганом «У Гаврилы дорого» и вводят зрителей в суть происходящего. В этой футуристической реальности текст 19 века звучит из уст людей-роботов с застывшими лицами и механистическими жестами, их глаза спрятаны за солнцезащитными очками. Сцена разделена стеной из полиэтиленовой плёнки, в которой чувствуется намёк на культуру упаковки, презирающей содержимое. Это мир слоганов, неоновых вывесок и хэштегов. Здесь свадьба важнее любви, а внешность – ума.

Второй повод успеть посмотреть спектакль «Вещь» — пробуждение чувств. Драму Островского о холодном бессердечии мужчин, продающей дочь матери-попрошайке, а также наивной, обольщённой и брошенной Ларисе большинство знают по художественному фильму «Жестокий романс». Составить конкуренцию высокомерному таланту Никиты Михалкова и горячей романтичности Ларисы Гузеевой непросто. И отдельный плюс постановки в том, что актёры театра «Суббота» не стали бледными копиями выдающихся актёров «Мосфильма», а создали свои вполне достойные образы. Исполнивший роль Сергей Сергеича Паратова Григорий Сергеенко не столько высокомерен, сколько держится отстранённо и с достоинством, нетороплив и содержателен. Он, словно кинорёжиссер, заметив в Ларисе красоту, особенно ярко озарённую любовью, превращает каждое ее движение и взгляд в произведение искусства, транслируемое в виде фильма на экран. Так постановка не только не спорит с кинематографом, а дополняется им впуская в сценографию технические эффекты, чтобы уже на языке кино выразить восхищение цветущей красотой девушки. Юная Елизавета Шакира создала Ларису меланхоличной и хрупкой, бунтующей на последнем дыхании перед тем, как вслед за остальными персонажами надеть солнцезащитные очки, обрести стальной голос и адаптироваться. У этой девушки в силу юности нет компромиссов: либо жертвенная любовь — ради развлечения друзей любимый может и пристрелить, либо жизнь с неприятным ей человеком, за которого бесконечно стыдно из-за его тщеславной прихоти дотянуться до высшего общества. Роль Юлия Капитоныча Карандышева исполнил Владимир Шабельников. В постановке «Вещь» он упаковщик. Только в итоге упаковывает он не чемодан, с которым всё пытается догнать Паратова Лариса, а саму девушку.

При этом не стоит думать, что жанр драмы приведёт исключительно к сентиментальным чувствам. Одно из самых больших достоинств спектакля и третья причина его посмотреть заключается в том, что «Вещь» рассмешит. В постановке множество забавных эпизодов, включая рекламные слоганы, диалоги официантов и, прежде всего, Робинзона и Пятницу. Словно Конферансье и Салли (Лайза Миннелли) из фильма «Кабаре» эта восхитительная парочка (Владислав Демьяненко и Софья Андреева) своими пародиями, музыкальными и танцевальными номерами, а также клоунадой создают контраст мелодраматичности основной сюжетной линии. Есть комические моменты и у мамы Ларисы, которая в образе, созданном Мариной Конюшко, оказалась даже более соблазнительной чем дочь.

Четвёртая причина – та, ради которой многие ходят в театр и читают книги. Во время просмотра спектакля волей-неволей придётся задуматься. Например, о том, что вещизм или объективизация – столпы капиталистического общества, в котором всё продаётся и покупается, в том числе и люди. Используя как оправдание — разочарование в высоких чувствах женщины и мужчины стремятся продать себя подороже. Семья, счастье, любовь остаются просто словами там, где в душу человеку заглянуть некогда. Героям холодно и пусто. Никто не сочувствует Ларисе, но и в ней сочувствия к другим нет. Попытка догнать ускользающего за миллионами равнодушного к ней мужчину мало напоминает любовь. Больше это похоже на игру в жертву или преследователя.

И последняя пятая причина кроется в том, что современное искусство и современный театр — это всегда отражение нас самих «здесь и сейчас». И если в зеркальной поверхности видно только тело, то в театре раскрывается и душа. В живом взаимодействии камерных залов, где до актёров рукой подать, исчезает четвёртая стена и наступает момент взаимопонимания, который может помочь увидеть себя с нового ракурса, измениться или принять.

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!