Логотип Театра "Суббота"

«872 дня»: многоголосье блокадного Ленинграда

Автор: Наталья Стародубцева

Арт-журнал «Около»: 10 сентября 2019

Источник: Арт-журнал «Около»

«Остановилось сердце великого города..»
(Алесь Адамович)

8 сентября, в памятный для каждого жителя города на Неве день, Театр «Суббота» представил премьеру – «872 дня. Голоса блокадного города». Документальный спектакль Татьяны Ворониной основан на «Блокадной книге», написанной Алесем Адамовичем в соавторстве с Даниилом Граниным, а также на текстах и дневниках Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман, Юрия Рябинкина и многих-многих других.

С 12:00 до 19:00 перед зданием театра в рамках общегородской акции поминовения, организованной «Комитетом 8 сентября», были зачитаны имена ленинградцев, погибших в блокаду. Одним из последних прозвучал адрес «Звенигородская улица, дом 30» – в здании, где сейчас располагается театр «Суббота», на верхних этажах находилось общежитие. В блокаду в этом доме погибло 80 человек.

Как верить и надеяться на спасение, если один за другим умирают твои близкие — а ты даже не можешь их похоронить? Как продолжать бороться, если нет сил ходить? Как прожить на 125 граммов хлеба в день? И как остаться достойным человеком в нечеловеческих условиях?

«Первобытная жизнь. Без воды, без света, без тепла. Блокада, как фантастическая Машина Времени, отбросила нас далеко назад: к началу 18 века — в смысле уровня культуры»
Сложнейшая задача стояла перед труппой спектакля — поведать о том, что невозможно представить в современное, мирное время. Рассказать не о великом подвиге города, а частные истории самых обычных людей, не готовых к таким немыслимым испытаниям. Не вживаться в роль, не играть, а транслировать, словно передатчики, голоса блокадников. Актёры в серо-белых одеждах в такт метроному зачитывают отрывки из текстов и дневников глухими, отстранёнными голосами, то сливаясь в хор, то рассказывая отдельные истории, полные бессилия, ненависти, страданий и, наконец, смирения перед неизбежным. А вокруг летают страницы из дневников — обрывки воспоминаний…

Не смогут, как ни пытаются, осознать всю глубину трагедии ленинградцев, запертых в кольцо и обреченных на мучительную голодную смерть, современники. Это подчёркивает прозрачная стеклянная стена с наклеенными крестами, отделяющая зрительный зал — наш мир — от кровоточащего Ленинграда, оплакивающего своих детей.
В финале спектакля актёры покроют стеклянную перегородку, будто Стену Плача, страницами из дневников, перекидываясь словами в жуткой игре-алфавите: «А-артобстрел…Л – Ладога….».

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!