Быть женщиной — нелегкий труд
Автор: Наталия Эфендиева
Фонтанка.ру: 22 декабря 2020
«Отец», театр «Суббота», постановка — Сергей Азеев, 16+
В программке «Отца» есть уточнение — спектакль ставится по произведениям Августа Стриндберга. То есть — этакая квинтэссенция раздумий шведского драматурга о женской породе, натуре, природе. Итог их можно увидеть еще в прологе: три энергично двигающиеся дамы в белоснежных монашеских одеяниях читают лихой рэп, где основным рефреном звучит «надо бастовать». Повторив эти реплики неоднократно, дамы удаляются, и наступает очередь мужчин сообщить этому миру свои столь же бесценные мысли. Но ничего такого ни Пастор (Иван Байкалов), ни Ротмистр (Андрей Гульнев) не произносят вслух, а обсуждают Лауру, ротмистрову жену и пасторову сестру.
Еще не появившуюся на сцене женщину представляешь инфернальным созданием. Собственно, именно так ее и воображает режиссер Азеев. Героиню Софьи Андреевой (автор этих строк смотрела спектакль с ее участием) демонизировали просто-таки утрированно. Первое же ее появление не оставляет в этом никаких сомнений: алое платье, алая помада, роскошное декольте, соблазнительные (по мнению постановщика) позы и жесты. Дьявол во плоти, что и говорить. Непонятно только, как великий знаток минералов, коим является главный герой, вообще смог продержаться рядом почти два десятка лет.
Действие катится по тексту: Ротмистру морочат голову новостью о том, что не он отец своей единственной дочери, отчего мужчина страшно расстраивается и нервничает, дочь — невинное создание — становится разменной монетой в баттле между папой и мамой, кормилица Маргарет (Анастасия Резункова) ожидаемо предает своего воспитанника. В тот момент, когда конфликт достигает кульминации, оказывается, что всё это время мы находились в импровизированной телестудии на записи некой телепрограммы, во время которой и происходят разборки небольшого семейства.
Всё бы ничего, да только ставить в 2020 году пьесу о «войне полов», когда по миру вовсю катится третья волна феминизма, и при этом делая героиню порождением адской бездны, несколько, скажем так, удивительно. Возможно, Сергей Азеев решил возразить нынешним обстоятельствам, в которых женщины требуют восстановления исторической, социальной и прочих видов справедливости, что на самом-то деле больше ста лет назад уже всё было преотлично. Главное — использовать определенные умения и навыки по делу.
Однако мысль эта повисает в воздухе, а интрига заканчивается, едва завязавшись: агрессивный рэп-танец в прологе, исполненный Лаурой, Бертой и Маргарет, не оставляет сомнений, кто в итоге победит в негласной битве.